Диссоциативное расстройство личности
Содержание:
- Причины диссоциативного расстройства
- Диагностика диссоциативного (конверсионного) расстройства
- Возникновение болезни Диссоциативное расстройство
- Определение и классификация согласно DSM-IV-TR
- Раздвоение личности у подростков
- Когнитивные расстройства
- Лечение
- Клиническая картина
- Течение болезни
- Истерия (диссоциативное расстройство) – хорошая актриса
- Характерные проявления
Причины диссоциативного расстройства
Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.
Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.
Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.
Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.
Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.
Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.
Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.
Диагностика диссоциативного (конверсионного) расстройства
Диагноз может быть поставлен с помощью структурированных интервью:
- расписание интервью с диссоциативными расстройствами (DDIS);
- структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV (SCID-D);
- интервью с использованием шкалы диссоциативных переживаний (DES), которая является вопросником для оценки состояния самосознания пациента.
Некоторые диагностические тесты были разработаны и адаптированы специально для работы с детьми и подростками («Детская версия меры по оценке ответа» (REM-Y-71), «Детское интервью относительно диссоциативных переживаний» (CDC), «Диссоциативный контрольный список поведения детей» (CBCL), «Ребенок» — подсистема диссоциации поведения и контрольный список симптомов травмы для подкласса Dissociation для детей).
Существуют проблемы с классификацией, диагностикой и терапевтическими стратегиями диссоциативных и конверсионных расстройств, которые могут быть истолкованы в историческом контексте истерии. Даже текущие системы, используемые для диагностики диссоциативных расстройств, (DSM-IV и ICD-10), различаются способом определения классификации. В большинстве случаев специалисты в области психического здоровья по-прежнему не решаются диагностировать пациентов с диссоциативным расстройством, поскольку до установления диагноза «диссоциативное расстройство» у этих пациентов, более чем вероятно, диагностируется большая депрессия, тревожное расстройство и посттравматическое расстройство.
Важной проблемой при диагностике диссоциативных расстройств является вероятность того, что пациент симулирует симптомы, чтобы избежать негативных социальных последствий. Молодые преступники, которые должны понести уголовное наказание, сообщают о таком диссоциативном расстройстве как амнезия
В рамках одного исследования было обнаружено, что 1% несовершеннолетних правонарушителей сообщил о полной амнезии во время насильственного преступления, а 19% заявили о частичной амнезии. Были также случаи, когда люди с диссоциативным расстройством личности раскрывали противоречивые свидетельства в суде, в зависимости от присутствующей личности.
Врачи диагностируют диссоциативные расстройства на основе анализа симптомов и личной истории. Врач может проводить тесты, чтобы исключить физические состояния, которые могут вызвать такие симптомы, как потеря памяти и чувство нереальности (например, травма головы, поражения головного мозга или опухоли, лишение сна или опьянение). Если физические причины исключены, специалист по психическому здоровью часто консультируется для проведения оценки состояния пациента.
На многие особенности диссоциативных расстройств может влиять культурный фон человека. В случае диссоциативного расстройства идентичности и диссоциативной амнезии пациенты могут проявлять необъяснимые, неэпилептические припадки, паралич или сенсорную потерю. В условиях, когда «раздвоение личности» является частью культурных убеждений, фрагментированные личности человека могут восприниматься как духи, божества, демоны или животные. Межкультурный контакт может также влиять на характеристики других идентичностей. Например, человек в Индии, подвергшийся воздействию западной культуры, может присутствовать с «изменником», который говорит только по-английски. В культурах с очень строгими социальными условиями амнезия часто вызвана тяжелым психологическим стрессом, таким как конфликт, вызванный угнетением. Наконец, добровольно индуцированные состояния деперсонализации могут быть частью медитативной практики, распространенной во многих религиях и культурах, и не должны быть диагностированы как расстройство.
В дополнение к диагностическим тестам для детей и подростков был разработан ряд подходов для улучшения распознавания и понимания диссоциации у детей. Недавние исследования были направлены на выяснение неврологической основы симптомов, связанных с диссоциацией, путём изучения нейрохимических, функциональных и структурных нарушений мозга, которые могут возникнуть в результате детской травмы. Другие специалисты в этой области утверждали, что выявление дезорганизованной привязанности у детей (проявляется при постоянном подавлении ребёнка) может помочь предупредить врачей о возможности диссоциативных расстройств.
Возникновение болезни Диссоциативное расстройство
Диссоциация (раздвоение) – это механизм, позволяющий разуму разделять или делить на части конкретные воспоминания или мысли обычного сознания. Эти раздвоенные подсознательные мысли не стираются. Они могут повторно спонтанно всплывать в сознании. Их оживляют пусковые механизмы (триггеры), тригерами могут служить объекты и события, окружающие человека во время травматического события.
Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными.
Процесс диссоциации (раздвоения) — это серьезный и длительный процесс с большим спектром действия. Если у пациента (клиента) наблюдается диссоциативное расстройство, это не значит, что это у него проявление психического заболевания.
Умеренная степень диссоциации может наступить в следствии стресса; у людей, которые длительное время провели без сна, получили дозу «веселящего газа», во время стоматологической операции или перенесли незначительную аварию, — часто получают короткий диссоциативный опыт. Еще один простой пример диссоциативного расстройства – человек, порою бывает так всецело заинтересованный книгой или фильмом, что окружающий мир и промежуток времени проходят мимо него незаметно. Известна диссоциация, связана с гипнозом, который в свою очередь включает в себя временное изменение состояния сознания.
Люди часто испытывают диссоциативный опыт в ходе исповедования религии (находясь в особых трансовых состояниях), или других групповых или индивидуальных занятиях (медитативные практики, высшая ступень аутогенной тренировки). Эти случаи не стоит воспринимать как «частые/обычные», рассматривая Украину.
Умеренные или сложные формы диссоциации наблюдаются у лиц с травматическим опытом жестокого обращения в детстве, участников боевых действий, разбойных атак, пыток или при перенесении природного бедствия, автокатастрофы. Диссоциативные симптомы могут развиться у пациентов с ярко выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, или с расстройствами, которые образовались в ходе соматизации (болезни внутренних органов, в результате психологических конфликтов).
Североамериканские исследования показывают, что 97-98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы. Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие.
Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых может быть созданы различные личности. Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию.
Определение и классификация согласно DSM-IV-TR
В современной психиатрии термин «диссоциативные расстройства» согласно определениям DSM-IV-TR включает четыре вида патологических состояний:
- деперсонализационное расстройство;
- диссоциативная амнезия;
- диссоциативная фуга;
- диссоциативное расстройство идентичности.
Все вышеуказанные состояния непосредственно связаны друг с другом и органически переплетаются.
Деперсонализационное расстройство
Деперсонализация, как самостоятельная форма патологии, фиксируется относительно редко. Для заболевания характерно периодическое возникновение эпизодов деперсонализации. Большая часть пациентов с искаженным восприятием собственного «Я» – лица женского пола в возрастной категории старше 40 лет.
Состояние проявляется стойким нарушением «схемы» тела, переживанием нереальности своей личности. Человек описывает, что его тело стало не таким как прежде, оно удвоилось, изменилось, разделилось. Собственные мысли, голос, жесты больной воспринимает как бы со стороны. При этом оценка внешних объектов изменений не претерпевает. Проявления деперсонализации чаще всего имеют резкий и внезапный старт, для них характерен переход в хроническое течение. Чаще всего этот вид диссоциативного расстройства возникает у личности после сильного стресса, психической травмы или сопряжен с течением депрессии. Прямая взаимосвязь с соматическими заболеваниями не установлена. Читать подробно статью деперсонализация.
Диссоциативная амнезия
Признана наиболее распространенной формой заболевания. В большинстве случаев развивается после сильного стресса, например: ущерба, причиненного природными катаклизмами. Среди больных преобладают представители подростковой и молодой возрастной группы женского пола.
Амнезия (утрата памяти) – наступает внезапно, при этом человек осознает факт потери части своих воспоминаний. При этом виде амнезии человек сохраняет ясное сознание до и после произошедшего кризиса. Как правило, память спустя некоторое время восстанавливается самостоятельно. Амнезия при этом расстройстве не связана с соматическими патологиями и не является следствием неврологических дефектов.
Диссоциативная фуга
В клинической практике фиксируется сравнительно редко. Проявления этой формы диссоциативного расстройства: личность предпринимает бесцельные передвижения часто на отдаленные территории. Возникает частичная или полная амнезия личной истории, при этом особа не осознает факт утраты памяти. Нередко человек на время обретает качества характера, которые ему несвойственны.
Стоит отметить, что поведение человека в состоянии фуги не отличается от действий психически здоровой персоны. Характерна кратковременная продолжительность аномального состояния, возвращение к привычному для личности статусу проходит внезапно и стремительно. Часто диссоциативная фуга наблюдается у лиц, страдающих шизоидным расстройством.
Диссоциативное расстройство идентичности
Наблюдается более чем у 5% пациентов психиатрического профиля. Большая часть пациентов – лица молодого возраста, при этом расстройство может стартовать в детские годы и период отрочества. У женщин патология встречается чаще, чем у мужчин.
Для состояния характерно своеобразное расщепление личности, при котором в одном человеке могут существовать несколько «личностей» с диаметрально противоположными психологическими свойствами и чертами характера. Периодически каждая отдельная «личность» берет бразды правления человеком в свои руки, соответственно, особа не только ведет себя по-иному, но и использует другую модель мышления.
Перевоплощение из одного образа в другую «личность» проходит внезапно и беспричинно, при этом индивид не осознает, что с ним происходит: он не ощущает и не помнит о наличии других структур в психике, не понимает, что совсем недавно он являл собой иную «личность».
Наиболее тяжелая форма, которая трудно поддается лечению и часто не оканчивается полным выздоровлением. Как показывают исследования, диссоциативное расстройство идентичности чаще всего возникают у личностей, которые перенесли насилие, чаще всего сексуального характера, в детском возрасте. Нередко наблюдается при эпилепсии.
Раздвоение личности у подростков
В детском и подростковом возрасте диссоциативное расстройство также возможно. Однако существуют некоторые отличительные характеристики в поведении. Среди основных проявлений можно выделить следующие аспекты:
- Смена интонации и поведения в результате общения с другими людьми.
- Наступление эпизодической амнезии, когда подросток не в состоянии вспомнить конкретные события из жизни. Зачастую это происходит, как и у взрослых при смене доминирования личностей
- У подростка отсутствуют определенные пищевые и вкусовые привычки. Они постоянно изменяются
- Резкая смена настроения и эмоционального фона в большом диапазоне, начиная от негативизма и депрессивного состояния до эйфории и повышенного тонуса
- Бессмысленная фокусировка взгляда и проявление агрессивного настроения
- Подросток не имеет способности объяснить собственные мысли и поступки.
Если у ребенка замечаются подобные признаки, то необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту, который проведет необходимые диагностические мероприятия и поможет уточнить диагноз.
Когнитивные расстройства
У человека есть набор интеллектуальных свойств: скорость и гибкость мышления, объем кратко- и долговременной памяти, концентрация и переключаемость внимания. Это устойчивые явления, характеристики которых могут изменяться
Например, после нескольких бессонных ночей или стрессов на работе снижается объем памяти и рассевается внимание. Если поспать и отдохнуть – качественные показатели психических процессов вернутся к норме
Из-за поражения коры головного мозга показатели могут не восстановиться в исходное значение. Причины, по которым возникают когнитивные расстройства:
- Нейродегенеративные заболевания: Болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Гентингтона, кортико-базальная дегенерация.
- Острые и хронические болезни сосудов: атеросклероз, ишемический или геморрагический инсульт, дисциркуляторная энцефалопатия.
- Инфекции центральной нервной: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит.
- Болезни, сопровождающиеся демиелинизацией нервных волокон.
Когнитивные расстройства делятся на 3 степени тяжести:
- Легкие. Интеллектуальные показатели находятся на гранично-допустимом уровне. Люди с легким когнитивным снижением могут выполнять элементарную умственную работу, например, вести простую домашнюю бухгалтерию.
- Умеренные. Показатели выходят на рамки возрастной нормы. Люди с умеренными снижениями не могут выполнять большинство видов интеллектуальной деятельности. Снижаются все показатели памяти и внимания. Больные быстро утомляются от простой умственной работы.
- Тяжелые. Наблюдаются при деменции или шизофреническом дефекте. Люди с тяжелой степенью не могут себя обслуживать и дезадаптированы в социуме.
Лечение
Наиболее эффективным является лечение на ранних этапах, тогда удается интегрировать субличности и создать целостную личность. Лечение заключается в психотерапии, иногда при сопутствующей депрессии или тревоге требуется сочетание ее с медикаментозной терапией. Наиболее желательный результат психотерапии — интеграция личностей. В тех случаях, когда интеграция личности нежелательна или невозможна, тогда психотерапевтическое лечение помогает облегчить взаимодействие между личностями и уменьшить симптоматику.
Основными приемами психотерапии являются когнитивная и рациональная психотерапия. Они направлены на вырабатывание критики к своему состоянию и тренировку сознания. Эти методики изменяют стереотипы мышления и убеждения. Бихевиоральная психология, как метод воздействия, помогает отучить от нежелательных привычек и реакций. К методу лечения можно отнести и групповую психотерапию или семейную, при которой выясняются причины, лежащие в основе потребности во множественных личностях
При любых методиках важно попробовать воспроизвести возможные травмы, которые способствовали возникновению расстройства, и правильно отреагировать на них. Все методики сводятся к интеграции всех «отщепленных» личностей в одну
Для этого они обучают человека своему состоянию, повышают терпимость к неприятностям, учат контролировать свои импульсы. Так или иначе психотерапия сфокусирована на постепенной интеграции личностей и воссоздании целостной личности «Я» или хотя бы на предотвращении дальнейшей диссоциации. Один из методов — инсайт-ориентированная психодинамическая терапия, которая нацелена на преодоление травмирующей ситуации. Психодинамические терапевты поощряют пациентов говорить о своих эмоциях, страхах, для того чтобы обнаружить уязвимые ситуации, которые вытеснены из сознания. Методика изменчивой экспозиции используется для снижения чувствительности больного к травматическим воспоминаниям.
Психотерапевт при работе пациентами, имеющими расщепление личности, поочередно обращается к каждой личностью и работает с ней, одинаково принимая и уважая каждую. Он не должен принимать какую-то одну сторону, поскольку это провоцирует внутренний конфликт. Контакт может осуществляться и через внутренний диалог, если пациент «слышит» альтер-личность как внутренний голос. В таком случае пациент передает врачу ответы, получаемые от внутреннего голоса. Но возможны искажения сообщений, поскольку ответы альтер-личности контролируются главной личностью. Другим средством коммуникации с субличностью является автоматическое письмо — фиксация в письменной форме ответов субличности.
По мере устранения причин диссоциации, лечение постепенно направляется на интеграцию альтернативных личностей и восстановление взаимоотношений пациента в обществе. Часто на фоне психотерапии происходит спонтанная интеграция, которой помогает обсуждение объединения личностей, особенно во время гипнотического внушения. Собрать необходимую информацию о детских травмах и переживаниях пациента, ставших причинами диссоциации, можно с помощью гипноза или бесед под растормаживанием.
При гипнозе основная задача — вернуть пациента в прошлое, в тот возраст, когда случилась психотравма. Гипноз может выявить личности пациента и создать взаимосвязь между ними. Некоторые врачи участвуют и взаимодействуют с лицами, пытаясь облегчить интеграцию личностей. Гипнотические техники также убирают защиты в виде субличностей и возвращают пациента в реальность через признание психотравмирующего факта.
Медикаментозное лечение имеет симптоматическую направленность и применяется при наличии депрессии, импульсивности и тревоги. С этой целью применяются антидепрессанты и транквилизаторы. Медикаментозное лечение не купирует диссоциацию.
Доктора
специализация: Психолог / Психиатр / Психотерапевт
Авраменко Валерий Валентинович
1 отзывЗаписаться
Подобрать врача и записаться на прием
Лекарства
Золофт
Флуоксетин
Прозак
Рудотель
Грандаксин
Седуксен
- Антидепрессанты: Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.
- Транквилизаторы: Рудотель, Грандаксин, Лорафен, Седуксен, Элениум, Феназепам.
Медицинские процедуры и операции при данной патологии не показаны.
Клиническая картина
Обычно в таких ситуациях вся ярко выраженная симптоматика имеет полное соответствие с тем, как пациент сам себе представляет процесс протекания данной болезни. Проведение медицинской диагностики, как правило, не дает четкого ответа о наличии каких-либо неврологических болезней или нарушений физического состояния.
В подобных ситуациях очевидным становится тот факт, что потеря психических функций является следствием неудовлетворения эмоциональных потребностей пациента или серьезного психического конфликта, вызванного соответствующей травмой. Зачастую имеющаяся симптоматика обладает постепенным развитием, связанным с длительным нахождением больного в стрессовом состоянии, и является последующим его внезапным проявлением, так как напряжение носит накопительный характер.
Сюда можно отнести виды нарушений, связанных с физическим состоянием и функциями, которые в здоровом состоянии нормально контролируются, а также притупление чувствительности.
Течение болезни
Параноидальные личности неискренни, лишены чувства юмора, их интересы узки, ограничены, их сложно переубедить в чем либо. У них обостренное чувство своей ценности, но в то же время они очень чувствительны к неудачам, негативному отношению окружающих. Таких пациентов интересует только то, что трогает их личность, интересы, больные безразличны ко всему остальному. Они подозрительны, не доверяют другим, думают, что к ним враждебно относятся. Им кажется, что окружающие придирчиво присматриваются к их словам и действиям.
- Шизоидный тип. У личностей шизоидного типа первые признаки расстройства проявляются еще в детстве. В детстве такой ребенок мало общается со сверстниками и любит тихие, мирные игры. Шизоидная личность глубоко ощущая себя, свои внутренние переживания, чувствует себя некомфортно в общении с другими людьми, поэтому контакты могут ограничиваться узким кругом близких и друзей. Движения у таких больных неестественные, угловатые, им недостает пластичности, голос ровный, без интонаций. Иногда вся их энергия направляется на достижение незначительных целей, например, на коллекционирование чего-либо. Хорошо проявляют в работе, не требующей коллективных усилий.
- Антисоциальный тип. Личности антисоциального типа эгоистичны, импульсивны, конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. С детства, начинают убегать из дома, пропускают школу. Систематическая работа для них невыносима. Такие больные всегда считают себя правыми. Часто начинает употреблять наркотики, алкоголь, последний плохо переносит, после употребления алкоголя становятся злыми, агрессивными. Такие больные любят риск, склонны к преступлениям, не чувствуют вины, у них нет чувства ответственности.
- Эмоционально нестабильный тип (маргинальный). В случае эмоционально нестабильного типа расстройства личности возникает гиперчувствительность, эмоциональная нестабильность, особенная чувствительность перед препятствиями на пути к достижению цели, трудностями в межличностных отношениях. Эти люди плохо контролируют свои порывы, у них быстро возникают вспышки гнева и агрессии. Такие больные легко поддаются чужому влиянию, хорошо убеждаемы. Иногда есть склонность навредить себе,
- Театральный тип. Одна из главных черт личностей театрального типа – потребность произвести впечатление на окружающих. Эти люди не способны много работать, быстро сдаются, когда сталкиваются с задачами, требующими усидчивости, более глубоких знаний. У них нет собственного мнения, их рассуждения незрелые, поверхностные, наблюдается склонность к безрассудным действиям и авантюрам. Пациент любит эксцентрично одеваться, отличается демонстративным поведением, необычными действиями, старается сформировать хорошее мнение у окружающих.
- Ананкастический (педантичный) тип. Личности ананкастического типа педантичны, аккуратны, настойчивы. Эти пациенты склонны сомневаться, не доверять другим людям, поэтому постоянно проверяют действия других. Больной серьезен, не имеет чувства юмора, консервативен, компромиссов не приемлет. Пытаясь решить волнующие проблемы, такие больные становятся навязчивыми, не учитывают чужие желания и пожелания. Возможны навязчивые мысли и размышления.
- Расстройство личности тревожного (избегающего) типа. Основные черты характера – застенчивость, нерешительность, послушание, чуткость в общении с другими людьми. Для больного характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. Больной честный, отзывчивый к окружающим, всегда готов помочь, старается никого не обидеть и не расстроить. Больной замкнутый, лучше всего себя чувствует в кругу близких людей. Он беспокоится не только о себе, но и о своих домочадцах, боится, что с ними случится что-то плохое. Постоянно ищет поддержки, помощи.
- Зависимый тип. Личности зависимого типа характеризуются такими чертами характера, как пассивность, одержимость, безынициативность, самостоятельность в общении с другими людьми, больной быстро устает. Из-за страха быть отвергнутым окружающими, не противостоит им, терпит все обиды и унижения, всегда готов помочь.
Театральный тип
Все типы личностей при благоприятных условиях жизни хорошо адаптируются к окружающей среде, живут полноценной жизнью. Обострения совпадают с возрастными кризисами, семейными конфликтами, соматическими болезнями.
Истерия (диссоциативное расстройство) – хорошая актриса
Истерия характеризуется крайне разноплановой симптоматикой. Очевидно, именно за это её прозвали «притворщицей», ведь она может обретать форму практически всех соматических болезней, способна проявляться телесными симптомами при отсутствии реальных нарушений. Довольно часто она маскируется под неизвестные заболевания, которые не поддаются привычной медицинской терапии. Почти любое поведение истерика ориентировано на публику – при её отсутствии все эмоциональные проявления просто не имеют смысла
Таким людям важно впечатление, которое они производят
Они хотят, чтобы их любили, ими восхищались, желают обращать на себя всеобщее внимание
Истерический невроз или конверсионное, диссоциативное расстройство по современной классификации (МКБ 10) сопровождается довольно необычными симптомами, которые конвертируют психическое напряжение в соматические (телесные) симптомы. Эти конверсионные симптомы зачастую проявляются при психотравмах и рассматриваются, как декомпенсация личности. К таким симптомам относят: расстройства чувствительности, зрения, слуха, голоса, двигательные расстройства, соматические (телесные) расстройства. Личность с истерическим неврозом желает считаться нездоровой. Потребность в болезни у нее настолько актуализирована, что можно даже говорить о зависимости. Органическая болезнь, естественно, исключается при данной симптоматике.
Механизм формирования истерической (конверсионной, диссоциативной) симптоматики следующий: разнообразные малоприятные психологические волнения благодаря защитному механизму под названием «вытеснение» преобразовываются в расстройства, используемые больным (часто неосознанно) для обращения на себя внимания людей вокруг. В итоге болезненное состояние приобретает характер не только приятного, но даже желанного для больного. Это делает процесс лечения более сложным.
Нетрусова Светлана Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт.
Характерные проявления
Резкие перепады настроения, изменение поведения могут указывать на раздвоение личности
Человек, страдающий данным заболеванием, имеет определенные симптомы. К ним относят:
- бессонница;
- обильная потливость;
- длительные боли в голове;
- отсутствие возможности логического мышления;
- перепады настроения;
- неспособность воспринимать свой внутренний мир;
- противоречивость к себе и всему окружающему;
- появление нескольких личностей, которых замечают окружающие;
- неадекватная ответная реакция на происходящее вокруг;
- возникновение галлюцинаций;
- появление расстройств речи, большие паузы между словами, заикание;
- проблемы с памятью;
- у человека возникает ощущение того, что он смотрит на себя со стороны, происходит отчуждение от своего тела.
Необходимо понимать, что многие из признаков данного состояния являются симптомами, указывающими и на ряд других патологий. Поэтому подозревать о наличии раздвоения можно по комплексу характерных проявлений.
У детей могут возникать следующие симптомы:
- амнезия;
- резкий говор;
- смена пищевых пристрастий;
- перепады настроения;
- стеклянный взгляд;
- разговоры с собой;
- агрессивное поведение;
- невозможность находить объяснение своим поступкам.