Кризис 1 года у ребенка

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

Признаки кризиса:

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Отличия детского кризиса от взрослого

Кризис – это достаточно короткий, бурный период, который сопровождается качественными изменениями в психике человека.

Драматические события кризиса происходят именно в зоне общения ребенка с миром. В этот период малыш как бы перерос старую систему отношений и претендует на их изменение. Подобные кризисы случаются и у взрослых людей. Простой пример подобного кризиса—замужество. Внутри человека, вступившего в брак, происходит трансформация, его внутренний статус изменен, и он претендует на другое отношение окружающих. Если он не получает такого отношения, если окружающие отказываются признавать внутренние изменения, произошедшие с человеком, то ситуация накаляется. Молодая женщина, недавно вступившая в брак, претендует теперь на иные отношения со своей матерью. То, что новоиспеченная жена спокойно воспринимала, будучи в качестве незамужней женщины, дочки, теперь ей претит, она такого отношения к себе больше не хочет. Невинное с точки зрения матери замечание относительно манеры ведения хозяйства, которое раньше бы дочь и не заметила, теперь воспринимается в штыки. Для двух женщин эта ситуация также кризис, который требует изменения взаимоотношений. Однако, в сравнении с ребенком, здесь существует большая разница: взрослый может, во-первых, уйти из ситуации (например, переехав жить отдельно), а во-вторых, у него есть множество способов реагирования на нее. Ребенок же, в отличие от взрослого, лишен и той и другой возможности: уйти он не может, да и способов реакции у него совсем мало. Поэтому ситуация часто превращается в борьбу, и на взрослом лежит ответственность за мирное прекращение этой борьбы.

Характеристика поведение ребенка в период кризиса первого года жизни совсем иная — это всегда запрос на другое отношение. Кризисы проходят мягче, если окружение чуткое и правильно реагирует на такие запросы, перестраивает систему отношений с человеком, с ребенком.

Многие понимают кризис как некоторый трудный период. Нужно осознавать, что трудности в поведении малыша — это лишь внешний результат кризисного периода, его проявление, вершина айсберга. В психологии же, говоря о кризисе одного года, всегда уточняют, что основные и зачастую болезненные для ребенка процессы происходят внутри его психики.

Некоторые родители не замечают сути кризиса первого года жизни, считают, что его не было, другие же видят все кризисы очень отчетливо. Вторых родителей может по этому поводу посещать чувство вины и некомпетентности, что далеко не всегда оправданно. С одной стороны, действительно, острота протекания кризиса 1-го года у ребенка всегда связана с чуткостью окружения. Чем более чувствительны родители к меняющимся потребностям малыша, тем более точно и своевременно им удается реагировать на изменения. С другой стороны, сила протекания кризиса тесно связана с природным темпераментом ребенка. Некоторые дети вкладывают больше психической энергии в любые свои проявления. И соответственно, возрастные кризисы у таких детей проходят более бурно.

Ребенок меняется постоянно, каждый день приносит что-то новое. И процесс количественного накопления изменений в результате приводит к качественному скачку — тому, что в возрастной психологии и называется кризисом 1-го года. В этот период появляются принципиальные изменения в психике ребенка.

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать – давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год – не редкость

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Что нужно делать

Кризис первого года жизни ребенка в психологии обозначен, как один из важнейших этапов развития. От того, как вы поведете себя с ребенком, зависит многое. И то, как он перенесет этот кризис, и то, как он будет себя вести в дальнейшем.

Чтобы малютка не травмировался, уберите все опасные предметы из зоны его досягаемости. Телевизор, компьютер и прочая техника должны стоять на устойчивой мебели, и достаточно высоко. Тяжелые предметы должны стоять там, где кроха до них не дотянется. Если малыш сможет достать шнур утюга, то он обязательно стянет его себе на голову. Поэтому, чтобы не переживать за малыша и не контролировать каждый его шаг, обезопасьте вашего карапуза. Свобода и самостоятельность очень важна для крохи в этом возрасте.

  • Чтобы у малыша все-таки сформировалось понятие опасных предметов, некоторые специалисты рекомендуют дать ребенку получить негативный опыт под присмотром родителей. Например, слегка уколоться иголкой или дотронуться до достаточно горячей чашки. При этом постоянно повторяя, что это горячо или колется. Только не переусердствуйте в стараниях показать все опасности, которые таят в себе бытовые предметы.
  • Рассказывать, что эти витамины вкусные и полезные, а эти белые таблетки опасны, нет никакого смысла. Для крохи они одинаковы, поэтому все то, что нельзя пробовать на вкус, уберите с глаз долой.

Постепенно мы подошли к самой болезненной теме – это капризы и истерики. К сожалению, мы не можем дать стопроцентно действующий совет для мам, как быстро успокоить кроху. Потому что таких рекомендаций просто не существует. Вам нужно запастись громадным терпением и при каждой истерике малыша сохранять спокойствие и попытаться в игровой форме показать своему чаду, как нужно себя вести. Если он не хочет купаться, положите в ванночку резиновую уточку, искупайте ее вместе, затем вытрите полотенцем, сделайте игрушке массаж и уложите спать. Возможно, так кроха и сам захочет искупаться. Если малыш не хочет надевать слюнявчик для кормления, оденьте такой же на маму и на папу, покажите на своем примере, как себя вести.
После небольшой разлуки с мамой, например, когда она ходила по магазинам, кроха может прилипнуть к ней и не отпускать долгое время. Карапуз может виснуть на ногах, кусаться и не давать делать повседневные дела. В таком случае, поиграйте с малышом хотя бы полчаса

Когда он увидит, что мама рядом, что она уделяет ему внимание и по-прежнему очень любит, то вскоре сам захочет свободы и самостоятельности. Для достижения полного счастья дайте ему игрушки и посадите рядом с собой, тогда вы спокойно сможете приготовить ужин или подшить вещи.

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.

Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

Сущность кризиса шести-семи лет: характеристика и особенности поведения ребенка

Сущность кризиса шести-семи лет заключается в том, что в этом возрасте поведение ребенка в большей степени подвергается внутреннему конфликту «хочу — надо». Таким образом, между желанием и непосредственным его проявлением вклинивается интеллектуальный момент, и ребенок может выглядеть неискренним. Так зарождается произвольность: навыки постановки целей и осуществления своих намерений с учетом правил морали и социальных норм — один из важнейших факторов готовности к школе.

Начало школьной учебы является естественным выходом из кризиса 6-7 лет, так как предоставляет ребенку естественную площадку для проявления своей взрослости. Что же касается взаимоотношений с взрослыми, то в период кризиса они претерпевают серьезную перестройку, которая способна вывести и детей, и родителей на более взрослый уровень общения, но при неправильном поведении родителей может привести к агрессии, тревоге и стрессам.

Говоря о характеристике и особенностях кризиса 6-7 лет, стоит отметить, что переломный период всегда начинается одинаково – у ребенка меняется поведение, причем не в лучшую сторону. Еще вчера ваш малыш обнимал вас при встрече и вовсю напрашивался в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается

Забавно, что при этом ребенок больше протестует не против чего-то принципиально важного, а против повседневных требований. Это происходит потому, что он пробует на вкус и цвет все атрибуты взрослой жизни

Самое важное и основное для него — это серьезная социальная деятельность вне дома, а другими словами, школа. Ребенок объективно наблюдает рост своих способностей и расширение возможностей. Неизбежно рождается желание посягнуть и на родительский каравай: привилегию раздавать поручения и указания.

Основная характеристика и особенности кризиса шести-семи лет – это появление у ребенка упрямства, непослушания, капризов и многих других «милых» проявлений. Очень приятно узнавать поведение своего ребенка, включенное в классификацию типичных проявлений возрастного кризиса. Это снимает родительскую тревожность и позволяет почувствовать единение со всем родительским сообществом.

Причины кризиса 1 года

Почему возникает этот кризис:

  1. Самостоятельность в передвижении.

Малыш становится более самостоятельным. Он понимает, что чтобы желанная игрушка была в руках не обязательно ждать маму, можно это осуществить и самому, достаточно до нее добраться.

  1. Ощущение дискомфорта от неполучения желаемого.
  2. В возрасте одного года у детей формируются новые желания, которые — отличаются от прежних, связанных с потребностями.

До этого достаточно было попросить грудь или чтобы мама просто обняла. Теперь ребенок начинает ощущать собственные автономные желания, и он чувствует дискомфорт от того, что не может добыть желаемое. По этой причине возникают капризы.

  1. Автономия речи.

Малыш начинает разговаривать, и он считает, что выражается ясно, но родители не всегда его могут понять, это вызывает расстройство.

  1. Мотивирующие представления: вспоминая образы предметов, малыш готов действовать.

Малыш запоминает образы и предметы, удерживает их в сознании, потом упорно к ним стремится. Например, стоит только увидеть плошку для кормления кошки, и он стремится к запомнившейся плошке по несколько раз в день.

Степень капризности у каждого ребенка разная, у одного этот период пройдет совсем незаметно, другой покажет «небо в алмазах». Реакция на непонимание может быть разной:

  • яркий протест;
  • падание на пол;
  • крики;
  • плачь;
  • резкие движения, жестикуляция;
  • топот и стук кулаками;
  • бросание предметов;
  • может кого-либо ударить.

Протекание такого сложного периода зависит от многих факторов: воспитание в семье, поведение родителей, ведь ребенок невольно их копирует.

Важно! Если с малышом налажен тесный контакт, кризис будет протекать более благоприятно. Также помочь пережить кризис легко поможет ведущая мамина позиция

Чтобы вести себя правильно и не потакать сложному детскому поведению, смотрите курс Мама-главная>>>

Также помочь пережить кризис легко поможет ведущая мамина позиция. Чтобы вести себя правильно и не потакать сложному детскому поведению, смотрите курс Мама-главная>>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector