Классы мкб-10: психические расстройства и расстройства поведения (f00-f99)
Содержание:
- Описание
- Классификация олигофрений
- Причины
- Лечение
- Клиники для лечения с лучшими ценами
- Дополнительные факты
- Лечение олигофрении
- Диагностические критерии мкб-10
- Клиники для лечения с лучшими ценами
- Дополнительные факты
- F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Диагностика олигофрении у детей
- Описание
- Симптомы
- Лечение олигофрении у детей
- Указания на нарушения поведения
- Социальная адаптация
- Виды олигофрении
Описание
Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; -греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. »Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Классификация олигофрений
Основная статья: Классификация олигофрений
Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер, клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой.
Степени
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.
Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.
Рубрика (МКБ-10) | Степень умственной отсталости (МКБ-10) | Традиционный термин (МКБ-9) | Коэффициент интеллекта | Умственный возраст |
---|---|---|---|---|
F70. | Лёгкая | Дебильность | 50—69 | 9—12 лет |
F71. | Умеренная | Нерезко выраженная имбецильность | 35—49 | 6—9 лет |
F72. | Тяжёлая | Выраженная имбецильность | 20—34 | 3—6 лет |
F73. | Глубокая | Идиотия | до 20 | до 3 лет |
Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория F78. «другие формы умственной отсталости».
В более ранних версиях международной классификации болезней (МКБ-8) имелась ещё (IQ 68—85). Тем не менее, данный диагноз присутствует в современной американской классификации DSM-5 (коды V62.89, R41.83) под названием «пограничное интеллектуальное функционирование».
Причины
Этиология • Хромосомные аномалии, например синдром Прадер–Вилли, синдром ломкой Х — хромосомы, синдром Тёрнера, синдром Кляйнфелтера • Другие генетические нарушения, например синдром Тэя–Сакса, болезнь Гоше, синдром Ниманна–Пика, синдром Леша–Найена, фенилкетонурия • Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис • Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы • Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализованные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.
Лечение
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия. Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол. Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Дополнительные факты
Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.
Лечение олигофрении
Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение олигофрении: с помощью гормональных препаратов, переливания крови младенцу, специальной безбелковой диеты. Токсоплазмоз можно лечить сульфаниламидами и Хлоридином. Но в большинстве случаев этиологического лечения, увы, не существует.
И хотя нет никаких конкретных медикаментозных средств для лечения олигофрении, пациентам с ограниченными умственными возможностями применяется симптоматическая терапия. То есть могут быть назначены лекарства для снижения интенсивности психотических расстройств — нейролептики, а также препараты для стабилизации настроения (помогающие корректировать поведение).
Так, для общего успокоения, снижения уровня тревожности, прекращения судорог и улучшения сна в психиатрической практике используют психотропные препараты-транквилизаторы: Диазепам (Седуксен, Валиум, Реланиум), Феназепам, Лоразепам (Лорафен), Перициазин (Неулептил), Хлордиазепоксид (Элениум), Хлорпротиксен (Труксал) и др. Однако кроме возможного развития зависимости от данных препаратов, негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения
К тому же продолжительный прием всех перечисленных лекарственных средств может ухудшить внимание и память — вплоть до развития антероградной амнезии
Чтобы стимулировать ЦНС и умственную деятельность, используют Пирацетам (Ноотропил), Мезокарб (Сиднокарб), Метилфенидата гидрохлорид (Релатин, Меридил, Центедрин). С этой же целью назначается прием витаминов В1, В12, В15.
Назначение Глутаминовой кислоты связано с тем, что она в организме преобразуется в нейромедитор — гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает в работе мозга при умственной отсталости.
Народное лечение, к примеру, пивными дрожжами, при врожденной и наследственной олигофрении бессильно. Предлагаемое лечение травами включает регулярное употребление успокаивающего отвара или настойки корней валерианы при гипердинамической олигофрении. Также из лекарственных растений заслуживают внимания гинкго билоба и адаптоген — корень женьшеня. В женьшене содержатся гинсенозиды (панаксизиды) — стероидные гликозиды и тритерпеновые сапонины, которые симулируют синтез нуклеиновых кислот, обмен веществ и выработку ферментов, а также активизируют работу гипофиза и всей ЦНС. Гомеопатия предлагает препарат на основе женьшеня — Ginsenoside (Гинсенозид).
Одна из главных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отводится когнитивно-поведенческой терапии, то есть лечебно-коррекционной педагогике. Для обучения и воспитания детей с олигофренией — в специализированных школах и школах-интернатах — используются специально разработанные методики, позволяющие адаптировать детей в обществе.
Диагностические критерии мкб-10
Общие
диагностические указания F7X.X:
-
A.
Умственная отсталость — состояние
задержанного или неполного развития
психики, которое в первую очередь
характеризуется нарушением способностей,
проявляющихся в период созревания и
обеспечивающих общий уровень интеллекта,
то есть когнитивных, речевых, моторных
и специальных способностей. -
B.
Отсталость может развиваться с любым
другим психическим или соматическим
расстройством или возникать без него. -
C.
Адаптивное поведение всегда нарушено,
но в защищённых социальных условиях,
где обеспечивается поддержка, эти
нарушения у больных с лёгкой степенью
умственной отсталости могут совсем не
иметь явного характера. -
D.
Измерение коэффициентов умственного
развития должно проводиться с учётом
кросс-культуральных особенностей. -
E.
Четвёртый знак используется для
определения выраженности поведенческих
нарушений, если они не обусловлены
сопутствующим (психическим) расстройством.
Клиники для лечения с лучшими ценами
Цена | Всего: 313 в 23 городах |
Подобранные клиники | Телефоны | Город (метро) | Рейтинг | Цена услуг |
ФГУ «ФБМСЭ» на Ивана Сусанина | +7(499) 905..показать+7(499) 905-16-66+7(499) 906-04-15+7(499) 906-04-88 | Москва (м. Лихоборы) | — | 8240ք |
Семейный доктор на 1-й Миусской | +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(499) 969-25-74+7(495) 126-99-31+7(926) 800-07-19 | Москва (м. Новослободская) |
рейтинг: 4.5 |
9725ք (90%*) |
Европейский МЦ в Спиридоньевском переулке | +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-88+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 | Москва (м. Баррикадная) |
рейтинг: 4.5 |
56340ք (90%*) |
Европейский МЦ в Орловском переулке | +7(495) 933..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 933-66-55 | Москва (м. Проспект Мира) |
рейтинг: 4.4 |
56340ք (90%*) |
Европейский МЦ на Щепкина | +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 | Москва (м. Проспект Мира) |
рейтинг: 4.5 |
56340ք (90%*) |
Клиника Семейная в Подольске | +7(499) 519..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(499) 519-35-81+7(499) 969-20-02+7(495) 662-58-85 | Подольск |
рейтинг: 4.3 |
3320ք (80%*) |
Клиника Семейная на Каширском шоссе | +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 | Москва (м. Каширская) |
рейтинг: 4.4 |
3320ք (80%*) |
Клиника Семейная на Фестивальной | +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 | Москва (м. Речной Вокзал) |
рейтинг: 4.3 |
3320ք (80%*) |
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев | +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 | Москва (м. Сходненская) |
рейтинг: 4.2 |
3320ք (80%*) |
Клиника Семейная на Сергия Радонежского | +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 | Москва (м. Площадь Ильича) |
рейтинг: 4.2 |
3320ք (80%*) |
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену. |
Дополнительные факты
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность». Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию. В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Социальная адаптация при дебильности.
Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей. Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.
F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Диагностика олигофрении у детей
Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.
Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.
В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.
Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.
В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.
Описание
Имбецильность. Развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ — 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр. ). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.
Имбецильность
Симптомы
В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25). В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа). Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива. Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам. По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения ), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы. Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и тд ). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей. Персеверация. Судороги.
Лечение олигофрении у детей
Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.
Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.
Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда
Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).
Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.
Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.
Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.
Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.
Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.
Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)
По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.
Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.
Указания на нарушения поведения
-
.0 —
отсутствие или слабая выраженность
нарушений поведения -
.1 —
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения -
.8 —
с другими нарушениями поведения -
.9 —
без указания на нарушения поведения.
Классификация
Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань,
2010)источник не указан 925 дня:
-
.1 —
Снижение интеллекта -
.2 —
Общее системное недоразвитие речи -
.3 —
Нарушение внимания (неустойчивость,
трудность распределения, переключаемость) -
.4 —
Нарушение восприятия (замедленность,
фрагментарность, снижение объёма
восприятия) -
.5 —
Конкретность, некритичность мышления -
.6 —
Малопродуктивность памяти -
.7 —
Недоразвитие познавательных интересов -
.8 —
Нарушение эмоционально-волевой сферы
(малодифференцированность, неустойчивость
эмоций, их неадекватность)
Социальная адаптация
В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Виды олигофрении
Олигофрении — это широкая группа патологий, внутри которой существует подробная детализация заболеваний.
Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:
- легкую принято называть дебильностью,
- среднюю или умеренную — имбецильностью,
- резко выраженную или тяжелую — умственной субнормальностью,
- глубокую — идиотией.
Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.
Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:
- неспособность вырабатывать сложные понятия;
- преобладание конкретных ассоциаций,
- невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;
- отсутствие инициативы в самостоятельном обучении
- медлительность и инертность в обучении,
- слабость самообладания,
- неспособность подавлять свои влечения,
- недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,
- повышенная внушаемость;
- при этом
- дети в достаточной степени овладевают речью,
- их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),
- отмечается хорошая механическая память, подражательность,
- дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,
- со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,
- удается достичь полной независимости в уходе за собой.
Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:
- способность произносить короткие фразы,
- способность понимать несложную по смыслу речь,
- словарный запас — 150-300 слов,
- усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,
- способность испытывать привязанности,
- развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,
- реакция на похвалу и порицание,
- их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;
- усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,
- неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;
- при этом
- лица не обучаемы и нетрудоспособны,
- отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,
- им доступны элементарные акты самообслуживания,
- их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;
- развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,
- эмоции отличаются скудностью и однообразием,
- все психические процессы тугоподвижны и инертны,
- обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,
- на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.
Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20) характеризуется такими чертами:
- полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,
- полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,
- неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,
- отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,
- предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,
- какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,
- прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,
- больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),
- нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,
- часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,
- отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,
- эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,
- легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),
- имеют место грубые дефекты физического развития.
- применяется лишь симптоматическое лечение.