Классы мкб-10: психические расстройства и расстройства поведения (f00-f99)

Описание

 Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; -греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».  Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.  Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.  »Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.  Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.  Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Классификация олигофрений

Основная статья: Классификация олигофрений

Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер, клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой.

Степени

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Рубрика (МКБ-10) Степень умственной отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент интеллекта Умственный возраст
F70. Лёгкая Дебильность 50—69 9—12 лет
F71. Умеренная Нерезко выраженная имбецильность 35—49 6—9 лет
F72. Тяжёлая Выраженная имбецильность 20—34 3—6 лет
F73. Глубокая Идиотия до 20 до 3 лет

Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория F78. «другие формы умственной отсталости».

В более ранних версиях международной классификации болезней (МКБ-8) имелась ещё (IQ 68—85). Тем не менее, данный диагноз присутствует в современной американской классификации DSM-5 (коды V62.89, R41.83) под названием «пограничное интеллектуальное функционирование».

Причины

Этиология • Хромосомные аномалии, например синдром Прадер–Вилли, синдром ломкой Х — хромосомы, синдром Тёрнера, синдром Кляйнфелтера • Другие генетические нарушения, например синдром Тэя–Сакса, болезнь Гоше, синдром Ниманна–Пика, синдром Леша–Найена, фенилкетонурия • Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис • Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы • Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализованные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.

Лечение

 Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.  Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.  Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

Клиники для лечения с лучшими ценами

Цена Всего: 313 в 23 городах
Подобранные клиники Телефоны Город (метро) Рейтинг Цена услуг
ФГУ «ФБМСЭ» на Ивана Сусанина +7(499) 905..показать+7(499) 905-16-66+7(499) 906-04-15+7(499) 906-04-88 Москва (м. Лихоборы) 8240ք
Семейный доктор на 1-й Миусской +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(499) 969-25-74+7(495) 126-99-31+7(926) 800-07-19 Москва (м. Новослободская)

рейтинг: 4.5

9725ք (90%*)
Европейский МЦ в Спиридоньевском переулке +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-88+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 Москва (м. Баррикадная)

рейтинг: 4.5

56340ք (90%*)
Европейский МЦ в Орловском переулке +7(495) 933..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 933-66-55 Москва (м. Проспект Мира)

рейтинг: 4.4

56340ք (90%*)
Европейский МЦ на Щепкина +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 Москва (м. Проспект Мира)

рейтинг: 4.5

56340ք (90%*)
Клиника Семейная в Подольске +7(499) 519..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(499) 519-35-81+7(499) 969-20-02+7(495) 662-58-85 Подольск

рейтинг: 4.3

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Каширском шоссе +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Каширская)

рейтинг: 4.4

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Фестивальной +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Речной Вокзал)

рейтинг: 4.3

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Сходненская)

рейтинг: 4.2

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Сергия Радонежского +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Площадь Ильича)

рейтинг: 4.2

3320ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Дополнительные факты

 Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.

Лечение олигофрении

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение олигофрении: с помощью гормональных препаратов, переливания крови младенцу, специальной безбелковой диеты. Токсоплазмоз можно лечить сульфаниламидами и Хлоридином. Но в большинстве случаев этиологического лечения, увы, не существует.

И хотя нет никаких конкретных медикаментозных средств для лечения олигофрении, пациентам с ограниченными умственными возможностями применяется симптоматическая терапия. То есть могут быть назначены лекарства для снижения интенсивности психотических расстройств — нейролептики, а также препараты для стабилизации настроения (помогающие корректировать поведение).

Так, для общего успокоения, снижения уровня тревожности, прекращения судорог и улучшения сна в психиатрической практике используют психотропные препараты-транквилизаторы: Диазепам (Седуксен, Валиум, Реланиум), Феназепам, Лоразепам (Лорафен), Перициазин (Неулептил), Хлордиазепоксид (Элениум), Хлорпротиксен (Труксал) и др. Однако кроме возможного развития зависимости от данных препаратов, негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения

К тому же продолжительный прием всех перечисленных лекарственных средств может ухудшить внимание и память — вплоть до развития антероградной амнезии

Чтобы стимулировать ЦНС и умственную деятельность, используют Пирацетам (Ноотропил), Мезокарб (Сиднокарб), Метилфенидата гидрохлорид (Релатин, Меридил, Центедрин). С этой же целью назначается прием витаминов В1, В12, В15.

Назначение Глутаминовой кислоты связано с тем, что она в организме преобразуется в нейромедитор — гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает в работе мозга при умственной отсталости.

Народное лечение, к примеру, пивными дрожжами, при врожденной и наследственной олигофрении бессильно. Предлагаемое лечение травами включает регулярное употребление успокаивающего отвара или настойки корней валерианы при гипердинамической олигофрении. Также из лекарственных растений заслуживают внимания гинкго билоба и адаптоген — корень женьшеня. В женьшене содержатся гинсенозиды (панаксизиды) — стероидные гликозиды и тритерпеновые сапонины, которые симулируют синтез нуклеиновых кислот, обмен веществ и выработку ферментов, а также активизируют работу гипофиза и всей ЦНС. Гомеопатия предлагает препарат на основе женьшеня — Ginsenoside (Гинсенозид).

Одна из главных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отводится когнитивно-поведенческой терапии, то есть лечебно-коррекционной педагогике. Для обучения и воспитания детей с олигофренией — в специализированных школах и школах-интернатах — используются специально разработанные методики, позволяющие адаптировать детей в обществе.

Диагностические критерии мкб-10

Общие
диагностические указания F7X.X:

  • A.
    Умственная отсталость — состояние
    задержанного или неполного развития
    психики, которое в первую очередь
    характеризуется нарушением способностей,
    проявляющихся в период созревания и
    обеспечивающих общий уровень интеллекта,
    то есть когнитивных, речевых, моторных
    и специальных способностей.

  • B.
    Отсталость может развиваться с любым
    другим психическим или соматическим
    расстройством или возникать без него.

  • C.
    Адаптивное поведение всегда нарушено,
    но в защищённых социальных условиях,
    где обеспечивается поддержка, эти
    нарушения у больных с лёгкой степенью
    умственной отсталости могут совсем не
    иметь явного характера.

  • D.
    Измерение коэффициентов умственного
    развития должно проводиться с учётом
    кросс-культуральных особенностей.

  • E.
    Четвёртый знак используется для
    определения выраженности поведенческих
    нарушений, если они не обусловлены
    сопутствующим (психическим) расстройством.

Клиники для лечения с лучшими ценами

Цена Всего: 313 в 23 городах
Подобранные клиники Телефоны Город (метро) Рейтинг Цена услуг
ФГУ «ФБМСЭ» на Ивана Сусанина +7(499) 905..показать+7(499) 905-16-66+7(499) 906-04-15+7(499) 906-04-88 Москва (м. Лихоборы) 8240ք
Семейный доктор на 1-й Миусской +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(499) 969-25-74+7(495) 126-99-31+7(926) 800-07-19 Москва (м. Новослободская)

рейтинг: 4.5

9725ք (90%*)
Европейский МЦ в Спиридоньевском переулке +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-88+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 Москва (м. Баррикадная)

рейтинг: 4.5

56340ք (90%*)
Европейский МЦ в Орловском переулке +7(495) 933..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 933-66-55 Москва (м. Проспект Мира)

рейтинг: 4.4

56340ք (90%*)
Европейский МЦ на Щепкина +7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-85+7(495) 969-24-37+7(495) 933-66-55 Москва (м. Проспект Мира)

рейтинг: 4.5

56340ք (90%*)
Клиника Семейная в Подольске +7(499) 519..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(499) 519-35-81+7(499) 969-20-02+7(495) 662-58-85 Подольск

рейтинг: 4.3

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Каширском шоссе +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Каширская)

рейтинг: 4.4

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Фестивальной +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Речной Вокзал)

рейтинг: 4.3

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Сходненская)

рейтинг: 4.2

3320ք (80%*)
Клиника Семейная на Сергия Радонежского +7(495) 662..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 662-58-85 Москва (м. Площадь Ильича)

рейтинг: 4.2

3320ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Дополнительные факты

 Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».  Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.  В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Социальная адаптация при дебильности.

 Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.  Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

Описание

 Имбецильность. Развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ — 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр. ). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.

Имбецильность

Симптомы

 В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).  В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).  Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.  Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.  По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения ), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.  Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и тд ). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.  Персеверация. Судороги.

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Указания на нарушения поведения

  • .0 —
    отсутствие или слабая выраженность
    нарушений поведения

  • .1 —
    со значительными нарушениями поведения,
    требующими ухода и лечения

  • .8 —
    с другими нарушениями поведения

  • .9 —
    без указания на нарушения поведения.

Классификация
Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань,
2010)источник не указан 925 дня:

  • .1 —
    Снижение интеллекта

  • .2 —
    Общее системное недоразвитие речи

  • .3 —
    Нарушение внимания (неустойчивость,
    трудность распределения, переключаемость)

  • .4 —
    Нарушение восприятия (замедленность,
    фрагментарность, снижение объёма
    восприятия)

  • .5 —
    Конкретность, некритичность мышления

  • .6 —
    Малопродуктивность памяти

  • .7 —
    Недоразвитие познавательных интересов

  • .8 —
    Нарушение эмоционально-волевой сферы
    (малодифференцированность, неустойчивость
    эмоций, их неадекватность)

Социальная адаптация

В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Виды олигофрении

Олигофрении — это широкая группа патологий, внутри которой существует подробная детализация заболеваний.

Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:

  • легкую принято называть дебильностью,
  • среднюю или умеренную — имбецильностью,
  • резко выраженную или тяжелую — умственной субнормальностью,
  • глубокую — идиотией.

Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.

Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:

  • неспособность вырабатывать сложные понятия;
  • преобладание конкретных ассоциаций,
  • невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;
  • отсутствие инициативы в самостоятельном обучении
  • медлительность и инертность в обучении,
  • слабость самообладания,
  • неспособность подавлять свои влечения,
  • недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,
  • повышенная внушаемость;
    • при этом
    • дети в достаточной степени овладевают речью,
    • их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),
    • отмечается хорошая механическая память, подражательность,
    • дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,
    • со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,
    • удается достичь полной независимости в уходе за собой.

Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:

  • способность произносить короткие фразы,
  • способность понимать несложную по смыслу речь,
  • словарный запас — 150-300 слов,
  • усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,
  • способность испытывать привязанности,
  • развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,
  • реакция на похвалу и порицание,
  • их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;
  • усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,
  • неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;
    • при этом
    • лица не обучаемы и нетрудоспособны,
    • отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,
    • им доступны элементарные акты самообслуживания,
    • их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;
    • развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,
    • эмоции отличаются скудностью и однообразием,
    • все психические процессы тугоподвижны и инертны,
    • обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,
    • на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20) характеризуется такими чертами:

  • полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,
  • полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,
  • неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,
  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,
  • предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,
  • какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,
  • прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,
  • больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),
  • нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,
  • часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,
  • отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,
  • эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,
  • легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),
  • имеют место грубые дефекты физического развития.
  • применяется лишь симптоматическое лечение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector