Причины аутизма

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм

Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

Признаки раннего детского аутизма

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание

Социальные проблемы

Избегание зрительного контакта

Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.

Негативная реакция на прикосновения

Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.

«Холодность» или чрезмерная привязанность к матери

Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.

 Предпочтение одиночества

Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.

  • Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам
  • Не копирует поведение взрослого
  • Боязнь интенсивных раздражителей

Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.

Используют для игр необычный материал

Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.

Трудности общения:

Замедленное развитие речи или регресс ключевых навыков.

Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.

Запаздывание «возраста вопросов»

Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети

  • Отсутствие ответной улыбки
  • Отсутствие языка мимики и жестов
  • Отсутствие возможности диалога
  • Нет адекватной реакции на просьбы

Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.

Нет желания участвовать в коллективных играх

  • Нет желания дружбы
  • Нет просьб
  • Присутствие в речи неологизмов или эхолалии.

В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.

Длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя

Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.

Стереотипное поведение

Повтор одних и тех же движений

Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.

  • Невозможность отвлечения от однообразных, повторяющихся действий
  • Сложность адаптации к новым условиям и окружению
  • Жёсткая привязанность к распорядку дня
  • Избирательность в еде

Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.

Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.

Статья в тему:  Признаки аутизма взрослых

Как распознать аутизм у младенца до 1 года?

Распознать детский аутизм можно еще до того, как ребенок достигнет годовалого возраста и у него проявятся четкие симптомы данной болезни. Признаки патологии у младенцев подробно описаны ниже.

Ребенок не любит находиться на руках у мамы или папы. Это первый тревожный признак детского аутизма. Во время нахождения на ручках у родителей младенец ведет себя раздраженно, он может быть напряжен или чрезмерно возбужден. Подчас бывает сложно укачать кроху перед сном – он начинает плакать, раздражаться. Когда же его кладут обратно в кроватку, он успокаивается.
При аутизме ребенок не фокусирует взгляд на лице мамы. Малыши, начиная с первого месяца жизни, начинают пристально смотреть в глаза маме или папе. Одним из тревожных признаков, которые могут указывать на наличие детского аутизма, является отведение крохой взгляда от материнского лица.

По мере взросления у младенца отмечается такой симптом болезни, как безучастность. В норме детки старше 3 месяцев всегда устремляют свой взгляд туда, куда им указывают

Они прослеживают родительские движения рукой, обращают внимание на предметы, которые им показывают. При детском аутизме младенцы реагируют на это совершенно апатично, что должно насторожить родителей.
При аутизме кроха не использует язык жестов для обозначения своих потребностей

Детки до года, не умея внятно разговаривать, стараются подать своим родителям знак о том, что им что-то нужно. Малыши с рассматриваемой болезнью не пользуются жестами, также у них может быть слишком «скупая» мимика. В этом заключается один из главных симптомов, по которому можно распознать наличие детского аутизма. На подобные признаки родители обязательно должны отреагировать. И чем раньше это произойдет, тем более высокими будут шансы на успешное обучение и адаптацию ребенка к окружающей среде.
Отсутствие реакции на контакт с родителями. Распознать детский аутизм можно также по такому симптому, как отсутствие реакции на контакт с мамой или папой. Даже если на губах крохи появляется веселая улыбка, это вовсе не означает, что она адресована кому-то из родителей. Младенцы с таким отклонением могут улыбаться по любому поводу или даже без него. И делают они это для себя, во время занятий любимым делом (играми, просмотром мультфильмов, хождением или ползанием и т. д.).
Дети-аутисты не умеют выделять родителей на фоне других людей. Иными словами, даже потерявшись в многолюдной толпе, ребенок с диагнозом «аутизм» не станет искать маму или папу. Родители будут для него такими же, как и окружающие его чужие люди. По этой причине многие мамы жалуются на нелюбовь к ним со стороны ребенка. На самом же деле это опасный признак, на который не нужно обижаться – его необходимо исправлять.
Предпочтение одиночества. Распознать детский аутизм можно по такому признаку, как попытки постоянного нахождения в одиночестве. Ребенок молчалив, не реагирует на указания взрослых, игнорирует их просьбы. То же самое происходит в случае, когда малыш с аутизмом попадает в детскую компанию. Он постоянно ищет повод, чтобы сбежать и не общаться со сверстниками. Ребенок, страдающий от этой болезни, может часами находиться сам в комнате, не требуя внимания и ничем не занимаясь.

Это те симптомы, которые помогут молодым родителям распознать аутизм у своего ребенка еще до того, как он научится ходить и говорить. Ситуация исправима, хотя не всем удается избавиться от такого отклонения полностью

Важно только помнить, что чем раньше будет начат курс занятий с «особенным» малышом, тем выше будут шансы на успешный исход таких тренировок

С чем связаны симптомы аутизма?

В аутический спектр, объединяющий целую группу расстройств, входят многие нарушения, которые вызываются нарушением работы мозговых структур. Изменения этих структур видны, например, на МРТ. Так, у взрослого или у ребенка-аутиста увеличено количество белого вещества, а между отделами мозга выявляется больше нейронных связей там, где в норме их немного, и наоборот — меньше связей между теми структурами, где у нормотипичных людей они крепкие. Все потому, что нарушается экспрессия белка-регулятора контактов между синапсами.

Так что все основные симптомы аутизма связаны с когнитивно-поведенческой сферой.

Хотя есть и соматические патологии, которые чаще развиваются при РАС. Например, дисфункции кишечника, так как его работа связана с нервной проводимостью. Доказано, что состав кишечного микробиома влияет на функции нервных тканей, а при помощи трансплантации микробиоты от здоровых людей можно снизить степень выраженности аутизма. Это — одно из перспективных направлений в коррекции РАС.

Степени тяжести

Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

1 степень Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степень Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степень В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степень Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

10 фото

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Что такое аутизм?

Чтобы понять, насколько страшен аутизм, что это за болезнь и как реагировать на такой диагноз, стоит сразу учесть одну важную особенность этого заболевания. Дело в том, что у каждого больного он проявляется по-разному. Имеется в виду, что влияние болезни на качество жизни человека может быть как незначительным, так и существенным.

Общие сведения

️ Современные врачи при постановке диагноза редко ставят диагноз «аутизм», употребляя вместо этого определение расстройство аутистического спектра (РАС). Это связано с уже описанной выше особенностью данного заболевания, которая выражается в разной степени проявления симптомов болезни. Впрочем, РАС и аутизм – это равнозначные синонимы, поэтому употребление любого из этих терминов при постановке диагноза не будет ошибочным.

️ Согласно МКБ-10, аутизм — это психическое заболевание, которое характеризуется нарушенной социализацией и другими расстройствами: эмоциональными нарушениями, задержкой развития и т. д. Последние исследования показали, что аутизм относится к болезням генетического характера, однако точной зависимости между генетикой родителей и вероятностью появления аутизма у детей пока не обнаружено. Известно только какой ген отвечает за появление аутизма, и какие факторы увеличивают вероятность развития этого заболевания. Установлено, что в ряде случаев РАС возникают у детей, не имеющих генетических отклонений.

️ Приведённое определение достаточно сложно. Если же говорить о том, чем опасен аутизм, что это такое простыми словами и как его выявить, можно вывести более простую и ёмкую трактовку данного термина. Итак, аутизм — это в психологии диагноз, который ставят детям, отличающимся от других своим поведением. Такие дети испытывают трудности при общении с другими людьми, чувствуют дискомфорт от прикосновений и нарушения личного пространства, склонны к различным ритуалам и отличаются педантичностью. Заболевание не всегда сказывается на умственных способностях, влияя преимущественно на процесс формирования эмоциональных связей.

️ Первое описание аутизма как заболевания датируется 1938 годом. Однако симптомы этой болезни описывались и ранее в трудах христианских богословов и записках средневековых врачей. Так как проблемой аутизма параллельно занимались такие учёные-психиатры, как Ганс Аспергер и Лео Каннер, расстройства аутического спектра с установленной ими симптоматикой получили названия синдрома Аспергера и синдрома Каннера.

️ Нужно отметить, что диагноз «аутизм» с каждым годом ставят всё чаще. Если в середине ХХ века количество больных РАС составляло в среднем 0,001%, то сейчас оно увеличилось в 10 раз до 0,01%. По мнению многих учёных, это связано с отрицательным влиянием окружающей среды на беременных женщин. Однако, скорее всего, причиной увеличения количества больных является то, что медицина постоянно развивается и диагностика заболеваний становится более точной. В пользу этого утверждения говорит то, что до 60-х годов ХХ века аутизм считался одним из симптомов психопатии, шизофрении и умственной отсталости. На данный момент точно известно, что это обособленное психическое расстройство, не имеющее отношение к перечисленным заболеваниям.

Кто такие аутисты?

► Аутист — это человек, страдающий от РАС. Многочисленные примеры показывают, что это не приговор, а скорее стиль жизни и образ мышления. Так, многие известные учёные и исследователи были аутистами.

Английский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл

► Ребёнок-аутист отличается от сверстников скоростью развития, способом общения, подходом к изучению окружающего мира. Пока обычные малыши активно познают мир через касания, дети-аутисты углубляются в себя и свои переживания.

► С годами разница становится видна и в их отношении к другим людям. Аутистам сложнее знакомиться с новыми людьми, так как их мышление мешает понять, что чувствуют и думают окружающие. Однако это не значит, что аутисты стремятся к одиночеству и не способны искренне привязаться к кому-то. Наоборот, они имеют привычку привыкать к людям, болезненно переживая факт расставания.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

  • Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

  • Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

  • Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Что ожидает родителей ребенка-аутиста

Конечно, каждой маме, да и папе очень приятны детские объятия и поцелуи в щечку с признанием в любви, но, если в семье растет особенный малыш тогда именно этих действий и поступков родители никогда не дождутся и не потому что ребенок не любит папу и маму, просто ему не понятно само это чувство.

Родителям не придется присутствовать на детских утренниках или на соревнованиях, кроме того у ребенка не будет выпускного, так как это ему все не интересно и для него большое количество людей – шок.

Но вместо этого, если родители постараются и прислушаются к советам врачей и тех, у кого есть детки-аутисты, они научаться быть счастливыми, живя в мире и ладу со своим ребенком-аутистом, а ведь это очень важно. Прежде всего, надо слушать рекомендации врача и общаться с теми родителями, у которых есть уникальные дети

С такими крохами придется налаживать личный контакт, потихоньку на протяжении большого количества лет, а может и всей жизни приучать его к проведению определенных действий, в определенной последовательности

Прежде всего, надо слушать рекомендации врача и общаться с теми родителями, у которых есть уникальные дети. С такими крохами придется налаживать личный контакт, потихоньку на протяжении большого количества лет, а может и всей жизни приучать его к проведению определенных действий, в определенной последовательности.

Часто у аутистов затормаживается звук, но они воспринимают информацию для себя больше через зрительный контакт, поэтому надо обязательно запастись определенными табличками, на которых будут запечатлены действия, например как взять ложку, как ее поднести ко рту, или как держать карандаш.

Благодаря этим карточкам ребенок быстро поймет, что от него ожидают, и они в ближайшее время уже будут не нужны

Кроме карточек важно самим научится показывать какое-либо действие, здесь пригодится пантомима, чем лучше и понятнее будет показано действие, тем быстрее ребенок поймет его

Показывая действие можно его озвучивать, например, брать карандаш и проговаривать «беру карандаш». Не стоит отчаиваться, если малыш не сразу начнет понимать звуковой смысл, главное он уловит действие.

Родителям нельзя отчаиваться, ведь ребенок здоров, просто он уникален. Стоит обязательно проследить за тем, к чему тянется малыш.

Если родители выберут правильный подход и будут особенно терпеливыми к своему малышу, тогда их ждет невероятный успех: ребенок начнет отзываться на свое имя, он даже сможет налаживать общение с небольшим количеством людей.

Существуют такие уникальные семьи, где к деткам–аутистам относятся с трепетом и уважением к его личному миру и пространству, на что малыш отвечает взаимоуважением и это многого стоит. На первый взгляд довольно трудно понять у кого в семье аутизм.

Этому особому состоянию посвящены даже уникальные передачи, в которых участвуют люди-аутисты, помогающие обычным людям разбить красивые сады или облагородить приусадебный участок.

Что характерно передачу ведет ведущий с синдромом Аспергера (одна из разновидностей аутизма), а его помощники – это аутисты с различными разновидностями этого «заболевания».

Заключение для тех, кто воспитывает особенного ребенка

Врач-психиатр, педиатр поможет восстановить ваше душевное настроение и помочь как можно ближе познакомить ребенка с окружающим миром.

Многие считают, что аутизм – это заболевание сродни синдрому Дауна, но они конечно же ошибаются, ведь если даунята – это дети солнца, то аутисты – это ОСОБЕННЫЕ детки, которые уже сами по себе гении, но только они никогда не будут требовать к себе внимания.

Аутисты – это уникальные люди, которые живут не по законам общества, они гораздо выше их. Такие люди ничего не замечают, им абсолютно все равно на правила поведения или на моральные принципы. Главным для них является покой и однообразность. Иногда они выходят за пределы своего мира для того чтоб создать шедевр, например в Америке молодой человек аутист по памяти воссоздал панораму Нью-Йорка на стене своей комнаты. Таких примеров множество, только для того чтоб малыш развивался к нему нужен правильный подход.

Если родители или вся семья будут действовать слаженно, тогда в доме будет не просто особенный ребенок, а всеми любимое чадо, которое когда-то в один прекрасный момент удивит вас своей, хоть и единственной, но способностью.

Никогда не стоит отчаиваться, ведь исправить можно все, пока человек жив.

Социализация

— Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться «заглядывать в глазки». О том, что «страдает визуальный контакт», мысли не возникло.

— Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза — это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется — контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю — никогда на людей не пялилась, взгляд «в пространство», такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.

— Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать «не смотрит в глаза». Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят — долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. «Имеет право интересоваться тем, что ему нравится»- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит — не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!

Временами отсутствие реакции на звуки и голос.

— У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала – реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука – тугоухость исключена

— Также и с именем — другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: «Катя» — девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде — ни на улице, ни дома, никогда….

— Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.

Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).

— Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И… Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так — сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.

— Они учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.

— Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.

Аутизм у детей: признаки, по которым можно распознать диагноз

Чем раньше родители выявят признаки аутизма у детей, тем проще им будет понять ребенка. Некоторые мамы и папы недоумевают, почему кроха ведет себя странно. Они пытаются его заставить что-то делать, но не могут. Хотят видеть от него адекватных реакций, эмоций, но этого не происходит. Все потому, что они ждут «стандартное» поведение от ребенка. Родители используют методы, как для всех детей. Но в этому случае, нужен иной подход.

Обычно родители замечают отклонения в поведении малыша, примерно с 18 месяцев.

Чтобы определить аутизм у детей, признаки должны наблюдаться постоянно. Только одного совпадения мало. Это триада симптомов, проявляющихся в разных сферах:

  1. Интересы ребенка ограничены. Постоянное стремление упорядочивать предметы, повторяющийся репертуар поведения.
  2. Социальный дефицит.
  3. Ребенок не может взаимодействовать с окружающими, нарушения коммуникации.

Итак, как выявить аутизм у детей:

  • Малышу уже годик, но он не делает попытки разговора — не лепечет;
  • В год кроха не жестикулирует: не машет рукой «пока-пока», не показывает на игрушки;
  • Не улыбается вообще или делает это крайне редко;
  • В 16 месяцев не может выговаривать даже легкие слова;
  • В 2 года не говорит самостоятельно фраз из двух слов. Может только повторять за собеседником слова, как эхо (эхолалия);
  • Когда его хотят взять на руки, то не выдает эмоций и не демонстрирует «подготовку к действию». Обычно дети понимают, что их сейчас будут брать на руки. Начинают в предвкушении хаотично размахивать руками, или сжимаются, подготавливая тело к подъему;
  • Странная реакция на внешние раздражители, реакция на звуки или музыку;
  • Любит качаться из стороны в сторону, будто убаюкивая себя;
  • Слабо реагирует на боль, но резко на прикосновения;
  • Не любит одеваться;
  • Вы указываете рукой на что-либо, но ребенок смотрит на руку, а не в указанном направлении;
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector