Общее образование
Содержание:
- Занятия и перемены
- Предметы в 10-11 классах
- Уровни общего образования в России
- Средства индивидуальной защиты
- Среднее профессиональное или специальное — какое лучше
- Внеурочная деятельность
- Как и где можно применить полученные знания
- Школьное
- Порядок поступления
- Какие есть ступени образования ?
- Вуз после 11 классов плюсы и минусы
- Формы школьного образования
- О хлебе насущном
Занятия и перемены
Самая невозможная часть правил для образовательных учреждений касается занятий и перемен. Понятно, что Минпросвещения приняло решение о нахождении класса в одном кабинете не просто так. Так в правительстве планируют не допустить контактов между учащимися и предотвратить распространения коронавируса.
Именно поэтому было предложено изменить расписание занятий. Для каждого класса должны выделяться определенные промежутки времени для учебы и отдыха. То есть стандартное расписание уроков уже не подойдет.
Например, у одного класса урок длится с 09:00 до 09:40, перемена – с 09:40 по 09:50, у другого урок с 09:15 по 09:55, перемена – с 09:55 по 10:05, у третьего урок с 09:30 по 10:10, перемена – с 10:10 по 10:20.
Как такое предложение будет применяться на практике пока неизвестно. И будет ли вообще такое нововведение принято. Если его введут, то стандартного звонка на перемену не будет. Каждый учитель должен будет самостоятельно оповещать класс о начале и окончании занятия.
В Ижевске в некоторых школах начали испытывать новое мобильное приложение, которое будет оповещать, когда начинается и заканчивается урок.
В каждом образовательном учреждение вводится запрет на контакты между учащимися разных классов друг с другом на переменах. Скорее всего, отслеживать контакты будут по камерам. Кроме этого, один или несколько преподавателей на этаже могут контролировать общение школьников или студентов.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
- алгебру
- геометрию
- физику
- информатику (ИКТ)
- русский язык
При поступлении на гуманитарные направления:
- русский язык
- литературу
- историю
- обществознание
- иностранный язык
При поступлении на естественнонаучные направления:
- химию
- биологию
- математику
- русский язык
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
- алгебра;
- астрономия;
- биология;
- география;
- геометрия;
- естествознание;
- изобразительное искусство (рисование);
- иностранный язык;
- информатика (ИКТ);
- истоки;
- история;
- краеведение;
- литература;
- литературное чтение;
- математика;
- мировая художественная культура (МХК);
- музыка;
- начальная военная подготовка;
- общественно-полезный труд;
- обществознание;
- окружающий мир;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- основы финансовой грамотности;
- основы экономики (экономика);
- проектирование;
- психотренинг;
- риторика;
- родная литература;
- родной язык;
- русский язык;
- статистика;
- технология (труд);
- физика;
- физическая культура;
- философия;
- химия;
- черчение;
- экология.
Уровни общего образования в России
Как и в большинстве стран, среднее образование в РФ многоступенчатое, причем на каждом этапе перед педагогами ставятся новые задачи. Так, детские сады призваны помочь ребенку адаптироваться в социуме и подготовиться к школе. В начальных классах дети приспосабливаются к учебному процессу и привыкают работать как на уроках, так и самостоятельно дома
В старшей школе большое внимание уделяется выбору будущей профессии
Дошкольное
Детский сад – первый шаг ребенка в образовательном процессе. Здесь малыши учатся выстраивать отношения с окружающими и самостоятельно познавать мир, получают начальное культурное и эстетическое воспитание. Учебная программа в садах ненасыщенная и рассчитана всего на 2-3 часа в день. Дети рисуют, лепят, мастерят, поют и танцуют. В последний год перед школой они учатся азам чистописания и чтения. По правилам, в детский сад ребенок ходит с 2 до 7 лет. Посещать дошкольные учреждения в России необязательно, этот вопрос решают родители. Но даже если они не против, мест в садах часто не хватает, и ребенок остается дома. Если мама и папа при этом не развивают малыша сами, в начальную школу он попадает неподготовленным и отстает от большинства сверстников.
Начальное
Базовое образование, которое готовит ребёнка к изучению сложных для него наук. Именно с 1 по 4 класс у детей окончательно формируются навыки самостоятельной работы. В начальную школу в России принимают с 6 с половиной лет. Учеба здесь длится четыре года. При поступлении ребенок проходит тестирование, в ходе которого психологи определяют уровень его интеллектуального развития. Первое полгода школьникам не выставляют отметки, но далее знания уже оцениваются по общепринятой пятибалльной системе. Со второго класса современные методисты нередко включают в образовательную программу иностранный язык и уроки компьютерной грамотности.
Основное общее
Девятилетний курс, по завершении которго ребенок получает документ о неполном среднем образовании. С ним можно продолжить учебу в техникуме, колледже или училище, чтобы освоить там профессию. В конце 9 класса выпускники проходят государственную аттестацию и сдают ОГЭ по всем основным дисциплинам. Провалив госэкзамен, ученик имеет право его пересдать. Девятилетка в России обязательна.
Среднее (полное) общее
Это и есть то образование, которое получают в 10 и 11 классах. Последние в совокупности также именуют старшей школой, а пойти в неё могут подростки, успешно сдавшие ОГЭ. По окончании одиннадцатилетки школьник получает аттестат, который дает ему право поступать как в среднее специальное, так и в высшее учебное заведение.
Средства индивидуальной защиты
В настоящее время пока неизвестно, обязаны ли будут учащиеся надевать маску и перчатки. Скорее всего – нет, еще в июле, когда шло обсуждение порядка сдачи ЕГЭ, было много споров на этот вопрос. Кто-то говорил, что надо, а кто-то выступал против.
В реальности же на ЕГЭ школьникам предлагали самостоятельно решить, будут ли они надевать маску и перчатки или нет. Медики неоднократно предупреждали, что постоянное ношение маски и перчаток могут негативно сказаться на здоровье человека.
А вот преподавателям и учителям, скорее всего, надо будет надевать маски – во время сдачи ЕГЭ такое требование было обязательным.
Есть вероятность, что во время объяснения материала преподавателям и учителям будет разрешено снять маску, чтобы учащиеся нормально воспринимали речь. Но если они пойдут по рядам или вызовут школьника или студента к доске, надеть маску будет обязательно.
Однако пока это снова только предположения. Все рекомендации будут определяться в каждом регионе отдельно. Точная информация будет известна только к 20 августа.
Среднее профессиональное или специальное — какое лучше
Чем они отличаются друг от друга? По сути – ничем. Однако в головах людей существует стереотип, что лицей престижней техникума, а техникум –училища.
Все дело в словах и в отношении к ним. Хотя на деле ССО имеет больше преимуществ, например:
- обучение занимает меньше времени;
- срок дальнейшего обучения в ВУЗе тоже сокращается на год-два;
- после 5 лет трудового стажа диплом ССО приравнивается к высшему образованию;
- можно выбирать среди 400 профессий;
- высокая степень трудоустройства;
- различные льготы от больших предприятий (питание, проезд и т.д).
Если человек хочет быстрее отучиться и приступить к работе, то лучше нацелиться на средне-специальное образование. СПО – для тех, кто хочет обучаться пошагово, планомерно и никуда не спешит: сначала 3-4 года в лицее, потом 4-6лет в ВУЗе.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Внеурочная деятельность
Стоит отметить, что наряду с обязательной программой имелись довольно обширные факультативные курсы для желающих. С ностальгией люди постарше вспоминают систему кружков. Каждый мог найти занятие по душе — от автомоделизма до выжигания по дереву и курсов кройки и шитья. И всё это совершенно бесплатно. Единственным занятием, за которое родителям приходилось отдавать деньги, было посещение музыкальной школы.
Статистическое большинство школьников было включено в советскую систему отдыха в детских оздоровительных лагерях. Немалый вес в этом деле имели пионерская организация и ВЛКСМ.
Достойное место занимал и спорт
Поскольку в СССР он формально был только любительским, пристальное внимание уделялось формированию кадров. Наличие соответствующей инфраструктуры (бассейны, дворовые спортивные площадки) позволяло мальчишкам и девчонкам поддерживать хорошую физическую форму, даже не ставя задачу показать высокие результаты на соревнованиях
Школа в СССР имела как плюсы, так и минусы. Стандартизация образования с целью получить серый оболваненный винтик государственной машины соседствовала с высоким уровнем теоретической подготовки и массовой эрудированностью масс. Будучи делом прошлым, школьное образование СССР продолжает выступать предметом жарких споров до сегодняшнего дня.
Как и где можно применить полученные знания
Полученные навыки пригодятся во время экзамена по рисованию или живописи. Если ребенок планирует стать художником, дизайнером или архитектором, то ДХШ поможет поступить в институт на нужный факультет.
Ребята, которые не выберут в дальнейшем творческую профессию, смогут применить знания на уроках рисования или черчения. Занятия живописью развивают чувство цвета и стиля. Выпускники создадут эскиз желаемого платья для швеи, сами подберут нужный оттенок при оформлении дизайна комнаты.
Основные правила приема
Зачисление производится по следующим правилам:
- вступительные экзамены проводятся с начала июня по конец августа (все зависит от условий определенного учебного учреждения);
- абитуриенты, успешно сдавшие живопись и композицию, зачисляются в 1 класс;
- после окончания экзаменационного этапа проводится собрания для родителей, где обсуждаются: время занятий, перечень необходимых материалов, план работы на год;
- школьники, которые не прошли конкурсный отбор, могут начать обучение на платной основе (обговаривается отдельно с администрацией школы).
Требования к поступающим
Если ваш ребенок изъявил желания поступить в художественную школу, то ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми ко всем поступающим:
- возраст от 9 лет;
- гражданство Российской Федерации;
- отсутствие медицинских противопоказаний;
- умение и желание учиться и узнавать что-то новое.
Вступительные экзамены – это живопись и композиция
Перечень документов для поступления
Необходимо предоставить следующие документы:
- заявление с просьбой о приеме в школу на имя директора, написанное родителями или законными опекунами;
- свидетельство о рождении (ксерокопию и оригинал);
- СНИЛС;
- 2 цветные фотографии размером 3х4 см;
- справка из школы и поликлиники о состоянии здоровья школьника.
Живопись
Экзамен по живописи подразумевает выполнение натюрморта, который состоит из 2-3 предметов. Абитуриент должен провести грамотное расположение композиции на листе бумаги, корректно передать пропорции, объем и цвет всех предметов. Испытание проводится в течение 3 академических часов. С собой необходимо принести:
- ватман формата А 3;
- 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
- стирательную резинку;
- малярный скотч (для закрепления бумаги на мольберте);
- акварельные краски;
- кисти маленького и среднего размера.
Композиция
Вступительные экзамен по композиции предполагает выполнение зарисовки по заданной тематике с обязательным включением человеческой фигуры или силуэта какого-либо животного. Школьник должен правильно выразить свой замысел, корректно и пропорционально расположить все композиционные элементы на листе бумаги. Длительность испытания – 3 академических часа. С собой нужно взять следующее:
- фломастеры (не менее 10 шт);
- цветные карандаши (не менее 12 шт);
- альбом формата А 4;
- 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
- стерку.
Школьное
Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.
В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй — четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки — рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.
В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:
- начальным — с 1 по 4 класс;
- неполным средним — с 5-го по 7-й;
- средним — 10 классов.
Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:
- Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
- школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.
В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними — с четвертого по восьмой, старшими — девятый и десятый.
В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.
Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.
Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.
Порядок поступления
Занятия начинаются по графику или по мере формирования учебных групп. В течении учебного года можно присоединиться уже к существующей группе при наличии свободных мест – при необходимости преподаватель поможет наверстать пропущенный материал.
Порядок записи на обучение:
- выбрать площадку обучения или учебную программу, курс или мастер-класс
- отправить заявку на обучение с со страницы сайта выбранной программы обучения
- администратор пригласит ознакомиться с условиями обучения и расписанием занятий
- при необходимости можете посетить пробное занятие в действующей учебной группе
После выбора учебной программы заключается договор на оказание образовательных услуг, согласуете режим занятий и оплачиваете стоимость обучения.
Какие есть ступени образования ?
Образовательный процесс можно представить в виде пирамиды со ступенями, которые индивид может проходить последовательно или параллельно. Весь процесс обучения разделен на следующие уровни:
- Дошкольное. На этой начальной ступени происходит воспитание, формирование важных навыков у малышей, уход за ними и оздоровление в детских садах, которые имеют право посещать малыши от 1,5 до 7-ми лет.
- Система общего образования, которое дети получают в школах. Не все понимают, сколько ступеней включает в себя общее образование. В соответствующем законе их выделяется три: начальное общее, основное общее и среднее общее.
- Профессиональное обучение состоит из: среднего и начального профессионального, бакалавриата, специалитета и магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации.
- Дополнительное. Это еще одним важным уровнем обучения, которое могут получать как дети, так и взрослые. Его целью является реализация потребности человека в саморазвитии, раскрытии своих талантов и возможностей, получении дополнительных навыков и знаний. Сюда можно отнести музыкальные и художественные школы, курсы, кружки и секции.
Начальное общее образование
После детского сада, посещение которого не является обязательным, следует первая ступень общего образования – начальное. Сюда относятся первые три класса общеобразовательной школы, лицея и гимназии. В первый класс малыши идут в возрасте не менее 6-ти лет. На этой ступени школьного образования решаются следующие задачи:
- Продолжается формирование личности ребенка.
- Закладываются базовые знания и усваиваются такие умения, как чтение и письмо, счет и логическое мышление.
- Проводится адаптация ребенка к учебному процессу и его социализация в обществе сверстников и учителей.
Ступень основного общего образования
Согласно соответствующему закону, вторая обязательная ступень общего образования – это основное. К нему ученик переходит, поступая в пятый класс после окончания начальной школы. Окончанием основной ступени образования считается сдача экзаменов в 9-ом классе. На этом этапе ученик:
- Продолжает разносторонне развитие своих личностных качеств.
- Работает на раскрытие талантов и способностей.
- Осваивает обязательные дисциплины.
- Готовится к усвоению программы старших классов.
- Начинает работу по профориентации.
- Приобщается к физическому труду.
Среднее полное общее образование
В старших классах (10-11) общеобразовательных школ, лицеев и гимназий школьники осваивают среднюю общую программу. Она необходима и обязательна для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. На этой ступени российского образования происходит:
- Формирование личности как гражданина государства.
- Приобщение школьников к участию в социальных процессах.
- Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности.,
- Самореализация и самоопределение школьника, в том числе и предварительное профессиональное.
Начальное профессиональное образование
Успешно усвоив программу средней школы, человек имеет право перейти на следующие ступени в образовании, которые именуются начальным профессиональным и средним профессиональным обучением. То есть это подготовка рабочих специальностей на базе девятых и одиннадцатых классов. Начальная ступень образования осваивается в так называемых ССУЗах – средне специальных учебных заведений. К ним относятся профессионально-технические училища (ПТУ) и профессионально-технические лицеи (ПТЛ), которые могут быть как государственными, так и не государственными.
На этом этапе можно получить следующие профессии:
- бухгалтер;
- парикмахер;
- продавец-консультант;
- водитель;
- сварщик;
- слесарь;
- штукатурщик;
- электрик.
Вуз после 11 классов плюсы и минусы
Если мы говорим о ребенке, который настроен на глубокое изучение предметов и больше проявляет себя как теоретик, то тут без всяких сомнений только вуз. Обучение в 10 и 11 классах позволит получить ему достаточно широкий спектр знаний по общеобразовательным предметам, принять участие (и победить) в олимпиадах и конкурсах для школьников, что даст ему дополнительное преимущество при поступлении. С психологической точки зрения плюсы заключаются в том, что ребенок не будет погружен в новую для себя среду и еще два года будет перед глазами родителей и “родных” учителей.
К сомнительным плюсам можно отнести то, взросление ребенка будет отложено еще на два года, его досуг будет большей частью ориентирован на развлечения, ребенок будет находиться под влиянием школьной субкультуры.
Минусы:
- окончив школу ребенок все еще будет без профессии, а многим к этому времени уже исполняется 18 лет;
- ребенок еще два года будет иждивенцем, что нередко приводит к формированию молодежного нигилизма;
- родители будут тратить деньги на репетиторов, а часто и на школу;
- уверенности в том, что ребенок поступит в вуз чаще всего нет;
- после окончания вуза у молодых людей, как правило, завышенные социальные требования к себе и к своей профессии, при этом опыт профессиональной деятельности минимальный, ровно как и количество рабочих мест, соответствующих запросам.
Формы школьного образования
Очная
К тому, что такое очное обучение в школе, все мы привыкли — это традиционная классно-урочная система, с пяти- или шестидневным расписанием, переменами, каникулами, ежедневным объяснением нового материала учителем, с домашним заданием, проверочными и контрольными работами, оценками и т. д.
При очном обучении ребенок максимально включен в школьную жизнь во всем ее многообразии, в этом есть и плюсы, и минусы:
- В школе детей учат, им объясняют новый материал, регулярно отслеживают его усвоение.
- Школа — привычная, отработанная десятилетиями система, у которой много опыта, но мало гибкости — все дети учатся по одинаковым программам, у одних учителей.
- Общение с ровесниками — незаменимый социальный опыт, но он возможен как положительный, так и негативный. С одной стороны, дети учатся существовать в коллективе, дружить, соизмерять собственные желания, потребности, успехи и неудачи с одноклассниками. С другой — коллектив способен как «подгонять» вперед, так и тянуть назад; в современных школах нередки проявления травли, агрессии и жестокости со стороны сверстников.
ВАЖНО!
Необходимо различать, что такое форма обучения в школе и способ организации учебного процесса. Например, для детей-инвалидов, тяжелобольных школьников на очном обучении уроки проводятся учителями на дому или в медицинском стационаре.
Заочная
Заочное обучение — выход для детей, которые занимаются спортом и много времени проводят на сборах, и тех, чьи семьи часто и надолго уезжают с основного места жительства. Ученик осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов. Его учеба идет в «фарватере» класса и по тем же программам, он числится учеником данной школы, проходит все положенные его классу аттестации.
Плюсом последних лет является то, что у заочников есть возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, то есть контрольные сдаются через сайт школы или другие электронные ресурсы.
Главный минус заочного обучения — необходимость самостоятельно придерживаться графика занятий, к положенному времени осваивать программный материал. Это требует от ребенка и его родителей большой самодисциплины.
Очно-заочная
Очно-заочная форма — смешанная. Ребенок не отсиживает уроки, но регулярно приходит в школу, сдает на проверку домашние задания, вместе с классом пишет проверочные и контрольные работы.
Такая форма подходит для школьников, способных освоить программу без учителя, по учебникам, тем, кто активно занимается спортом или творчеством, и это мешает обычной учебе с классом.
Плюс очно-заочного обучения в том, что при нем не теряется связь со школой, учителями, одноклассниками.
В рамках школьного образования для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и т. д. при наличии медицинских показаний практикуется обучение по адаптированным программам с меньшими учебными нагрузками.
О хлебе насущном
Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других – завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.
Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты… Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой – сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.
Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.
Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:
- Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
- За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
- Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
- За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
- Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
- 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
- У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.