Что такое внимание: психология

Основные свойства

Свойствами внимания считаются:

  • четкая определенная направленность — оно всегда акцентировано на чем-то одном;
  • объем и распределенность — характеристики, говорящие о достаточности, избыточности или недостатке;
  • сосредоточенность — период удерживания внутреннего фокуса на объекте, его сила;
  • устойчивое состояние и способность переключаться обеспечивают подвижность.

Давайте рассмотрим общие механизмы, чтобы понять, как работает внимание. На старте все объекты имеют равное значение

Внимание широко распределяется между ними, не проявляя избирательности. Мы видим что-то, но можем даже не осознавать этого, ведь внимание неустойчиво. Как только среди равных объектов появляется тот, что для нас значим в связи с потребностями, задачами или обстановкой, внимание цепко выхватывает его и начинает поставлять в головной мозг потоки информации. Физиологические основы во многом зависят от индивидуальных особенностей. Кому-то быстрее удается обрабатывать слуховую информацию, кому-то предпочтительны зрительные образы, тактильные ощущения. Все процессы активизируются.

Концентрация удерживает внимание на нужном нам объекте.
Объем внимания определяет, сколько объектов человек может охватить своим вниманием синхронно. Взрослым обычно удается держать в фокусе до шести объектов, детям школьного возраста — от 2 до 5

Отдельные личности способны превышать эти нормативные значения. Покажите человеку несколько картинок одновременно на долю секунды. Сколько он запомнит, таковым и будет его личный объем.
Устойчивость означает время, в течение которого человек способен быть предельно внимателен. Слабая устойчивость называется лабильностью.
Далее наше внимание переключается. Происходит это сознательно. Если фокус смещается непреднамеренно, говорят не о переключении, а об отвлечении.

Развитие внимания

Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них

Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:

Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии

Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.

Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.

Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)

Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий

Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая

Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов

Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно. 

Непроизвольное

Проявление непроизвольного внимания — знак того, что в этот момент сознательные намерения отсутствуют

В жизни такое внимание быстро переходит в произвольное

Условия возникновения

Фактором его развития может послужить наличие на аналогичный раздражитель опыта у конкретного индивидуума либо его особый психический статус. Условия, провоцирующие возникновение непроизвольного внимания, можно разделить на несколько групп:

  • неожиданный характер раздражителя;
  • его резкость и сила;
  • присутствие движения;
  • новизна проявления;
  • направленность;
  • потребности, интерес;
  • наличие контрастности.

Свою роль в таких ситуациях играет особенный психический статус человека, состояние его душевной организации и настроение. Действие описанных факторов вызывает у человека яркий эмоциональный отклик, поэтому не остается незамеченным.

Основные характеристики

Особенности проявления непроизвольного внимания связаны с природой его развития и могут зависеть от одного либо нескольких причин.

В психологии его относят к самым простым видам внимания и обозначают термином «пассивный» или «вынужденный»

Характеризуя особенности его проявления, обращают внимание на:

  • независимость от желания человека;
  • захватывающий характер проявления;
  • неожиданность;
  • наличие причин, способствующих привлечению внимания;
  • легкость возникновения или переключения.

Примечание

Известный психолог Л.В.Выготский относил непроизвольное внимание к низшей психической функции, в отличие от произвольного или социально-обусловленного. Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства

Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада. В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная

Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства. Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада

В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная.

Пример

При решении задач мешают сосредоточиться на главном громкая музыка, вспышки света, необычные окружающие движения. Источники появления таких отвлекающих факторов могут быть поблизости, находится в неактивном состоянии либо возникнуть стихийно. В любом случае, для человека они неожиданны, но значительны. Часто их действия настолько сильно, что у человека не получается не реагировать, даже прилагая усилие.

Механизмы

Нарушения концентрации такого плана происходит не стихийно. Получая сигнал от соответствующих органов чувств, ответственный участок головного мозга мгновенно оценивает интерес личности к возникшему событию либо объекту.

Непроизвольное внимание объясняется устойчивым интересом человека к возникшему факту. В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

Переключение сознания на неожиданный фактор или предмет присуще не только человеку, но и животному. Различие состоит в том, что животное не умеет этими процессами управлять, в человек может.

Журналистский и ритмический подходы

Журналистский подход

Многие из нас обращаются к стилю работы, который Гейссельхарт называет «журналистский подход». Это когда ты думаешь, что когда у тебя выдастся час-два свободного времени, то в этот момент ты сядешь и будешь работать над заданиями, которые у тебя есть. Однако этот подход абсолютно неприменим для большинства людей, как для новичков в этом, так и для тех, кто ещё профессионально не состоялся в тех заданиях, которые они выполняют.

Например писатель, за плечами которого уже много написанных книг, способен работать в таком режиме. И если у него между встречами выдаётся час-полтора тайм-аута, то он может сесть, сосредоточиться и написать пару страниц из своей книги. Писатель же, который пишет свою первую книгу, не сможет войти в подобное состояние потока при первой надобности.

Ритмический подход

Чаще всего в книгах по самомотивации пишут, что успешные люди встают в 5-6 часов утра и работают в полной тишине. Это длится от 2х до 4х часов, пока дети, семья или другие коллеги не начинают уводить их в сторону будничной рутиной. Именно это их основное время работы, потом идут встречи, организационные или другие вопросы. Но всю основную работу они выполняют в это тихое время утренних часов.

В чём заключается выгодное отличие ритмической техники концентрации от журналистской?

В уменьшении потраченного на сосредоточение времени. Вы ритмическом подходе вы сами себе создаёте рутину. Вы знаете, что в определённые часы вы должны заниматься конкретным делом и знаете сколько у вас есть времени на это занятие. Время, чтобы настроится на работу существенно сокращается и как правило ничем не прерывается.

Однако, чтобы успешно применять методику ритмичного подхода, вам предстоит ответить на такие основополагающие вопросы как:

  • Что ты будешь делать;
  • Сколько по времени ты будешь это делать;
  • Где ты будешь это делать;
  • Как ты поддержишь свою работу (например будет ли перерыв на завтрак, кофе или зарядку);
  • Как будет построен процесс работы (имеется ли право выхода в интернет, сколько раз выпить кофе, и другие).

Отвечать на эти вопросы в процессе работы занимает слишком много времени и энергии, что впоследствии ведёт к прокрастинации и к ухудшению внимательности. Попробуйте принять для себя эту модель хотя бы на какое-то время. Договоритесь с собой, что вы работаете по этой модели хотя бы месяц, и вы гарантированно увидите результаты.

Полезные советы

Тренируйте несколько видов внимания одновременно. Например, зрительное сосредоточение можно совмещать со слуховым, а при изучении нового материала можно эффективно синхронно тренировать боковое зрение. Даже если вы на внимательность не жалуетесь, специалисты считают постоянные тренировки и упражнения залогом высокой продуктивности в будущем. Доказано, что люди, которые постоянно применяют навыки сосредоточения, работа которых тесно связано с концентрацией, реже страдают старческой деменцией, у них ниже вероятность болезни Альцгеймера.

Сохранению вашей наблюдательности на долгие годы будет способствовать здоровый образ жизни. Чаще гуляйте, занимайтесь посильными видами физических нагрузок, достаточно спите и разумно питайтесь

Минимизируйте стрессы – гормоны стрессы сначала обостряют внимание, а потом существенно притупляют его, а такие частые «качели» не приносят пользы для психического здоровья

Виды

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное — активным

Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Непроизвольное внимание возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно

Этот вид внимания фиксирует в сознании те моменты, которые каким-то образом попадают в наше поле зрения, и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, специально на этом не концентрируясь.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию

Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы. Или сосредоточиться на доске, где преподаватель объясняет новую тему

Произвольное внимание человека — это осознанная общая опция, а непроизвольное, соответственно — неосознанная. Эта характеристика внимания необходима для того, чтобы работать, учиться, применять свои знания и навыки в жизни

Но следует заметить, что уже достаточно давно существуют техники, позволяющие помочь человеку освоить какой-то материал или приобрести определенные навыки через непроизвольное внимание. Например, когда в поле зрения человека на его рабочий стол кладется картинка или надпись с нужной информацией, человек непроизвольно, то есть не прикладывая к этому сознательных усилий, ее запоминает

Некоторые психологи еще рекомендуют в этой классификации выделять и третий вид внимания — послепроизвольный. Этот вид имеет характеристики непроизвольного, но возникает после произвольного. Приведем пример: человек, приложив определенные усилия к «вхождению» в тему, затем углубляется в нее и работает уже практически на автомате, непроизвольно.

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге

Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Проблематика внимания

Клиповое мышление и СДВГ

Внимание все время собирается и дробится (даже у тех, кто практикует управление вниманием), его переключение каждые 30–90 секунд — естественное свойство. Сам организм поощряет нас отвлекаться, выделяя дофамин, гормон удовольствия, когда мы переключаемся на новую информацию

Дофаминовая наркомания — вознаграждение за отвлечение — формирует клиповое мышление, или желание получать информацию урывками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также говорит о кризисе управления вниманием. Если коротко, то люди с СДВГ — это всесторонне развитые личности, которые не доделывают дела до конца

Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но тут же теряют интерес, когда интенсивность переживаний спадает.

Внешняя среда

Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир тоже постоянно нас отвлекает. Например, многие эксперты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса актуализации своего навыка

Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть

Испытания предстают в виде ситуаций неопределенности: так, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь перехватить у нас управление нашим вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все сложнее видеть ясно и действовать эффективно

Внимание — ограниченный ресурс

Ресурс внимания имеет ограниченный объем, и мы тратим его во всех сознательных процессах: когда работаем, слушаем музыку, смотрим фильм и даже при неглубоком сне. Растрачивая ресурс внимания впустую, мы отнимаем у себя силы для концентрации на главном, не можем доделывать важные дела до конца и испытываем стресс.

Внимание — это валюта

Где внимание, там активность, энергия, проявленность. Внимание можно менять на работу, эмоции, деньги, поэтому способность владеть им и самостоятельно определять, куда его направить, — своего рода роскошь

Мы же зачастую банкротимся каждый день, причем ставка в этой игре — жизнь, только не та, которая закончится с возрастом: речь о пребывании в моменте, осознанной жизни каждую секунду.

В будущем именно способность к многочасовой концентрации, активная позиция и умение выйти за рамки шаблонного мышления будут определять лидеров и профессионалов в каждой сфере.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение

А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания

Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься

Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд

Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека

Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Вывод

Устойчивость внимания — это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации

Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация

Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость — это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности

Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты

По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector