Заикание у детей: причины, рекомендации логопеда и способы лечения
Содержание:
- Как проявляется?
- Какие бывают формы заикания у малышей
- Первые признаки заикания
- Советы доктора Комаровского
- Народные средства
- Основные причины заикания у подростков
- Лечение заикания у детей
- Причины заикания
- Народные средства при речевых нарушениях у детей
- Методы лечения заикания
- К кому обращаться при заикании
- Основные этапы работы
- Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей
Как проявляется?
Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет.
Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.
Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.
Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:
- При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
- Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
- В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
- Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
- В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).
Как ребенку избавиться от бруксизма? Ответ узнайте прямо сейчас.
Какие бывают формы заикания у малышей
При заикании появляются нарушения в речевом ритме, нередко связанные с общей неловкостью и неуклюжестью. Иногда судорога в речи повторяется ритмично на первом слоге (ве-ве-велосипед) или на первой букве (в-в-в-велосипед). При такой форме заикания возникают клонические судороги, и это зачастую отмечают у малышей.
Иногда из-за судорог ребенок вообще не может выговорить необходимый ему звук или надолго на нем запинается (в—-елосипед), пытаясь побороть судорогу, если это гласная – он ее протяжно растягивает. Это тонический тип заикания, характерный для более старшей группы детей. С такими сложностями произносятся первые буквы в словах и фразах, по мере прогрессирования, если заикание не корректируют, клоническая форма, которая более легкая, переходит в тоническое заикание, сложное в коррекции.
Иногда возникают судорожные выдохи со свистами до момента произнесения слова, выдыхается практически весь воздух, и ребенок говорит как бы захлебываясь. Судороги могут проявляться в дыхательном аппарате речи, артикуляционном и голосовой части. Многие дети помимо заикания имеют еще и судорожные движения или привычные навязчивые движения в руках, голове или ногах. Зачастую совместно с заиканием бывает формирование косноязычия – ребенок коверкает слова.
Первые признаки заикания
При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:
- Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
- При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
- Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
- Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
- В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки “А”, “О”, “И”;
- Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
- Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
- Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
- Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
- Малыш начинает вместо слов использовать жесты.
Психологические особенности заикающихся
- робость и смущение в присутствии людей;
- чрезмерная впечатлительность;
- яркость фантазий, усиливающая заикание;
- относительная слабость воли;
- разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
- боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
Последствиями заикания
- Нарушение социальной адаптации;
- Снижение самооценки;
- Логофобия – боязнь речи;
- Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
- Усугубление речевого дефекта.
Причины появления заикания
Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.
- Испуг;
- Перенесённый менингит или энцефалит;
- Сахарный диабет;
- Частая бессонница и энурез;
- Гиподинамия и быстрая утомляемость;
- Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
- Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
- Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
- Нарушения в работе центральной нервной системы;
- Наследственность;
- Ушиб головы, сотрясение мозга;
- Плохая приспособляемость к обществу;
- Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
- Нарушение нормального функционирования ЦНС;
- Высокая подверженность к простудным заболеваниям.
Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:
- Невротический – возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
- Неврозоподобный – развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.
По характеру судорог заикание бывает:
- Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
- Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
- Тонико-клоническое.
- Клоно-тоническое.
- Артикуляционное.
- Голосовое.
- Дыхательное.
- Смешанное.
Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.
Почему ребёнок заикается:
Советы доктора Комаровского
Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации.
Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.
Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.
На основании рекомендаций доктора Комаровского можно сделать следующие выводы:
- детям с заиканием надо постоянно находиться под контролем специалистов (логопеда, невролога);
- круг общения ребенка надо скорректировать (малыш должен общаться с хорошо говорящими и спокойными детьми);
- нельзя вовлекать ребенка с дефектом речи в игры, подразумевающие повышенное эмоциональное напряжение;
- не стоит читать ребенку сказки на ночь или позволять смотреть программы, не соответствующие его возрасту (такие факторы оказывают негативное воздействие на детскую психику);
- даже при наличии тенденции к устранению заикания, занятия надо продолжать для закрепления результата;
- ускорить процесс лечения помогут занятия музыкой и танцами (во время таких занятий происходит мощная тренировка дыхания);
- занятия ребенка с преподавателями и врачами обязательно дополняются домашними упражнениями.
Народные средства
Фото: gorlor.com
Для того, чтобы предотвратить развитие заикания у детей, следует быть внимательными к питанию ребенка, а также к режиму дня
Это важно для психического и речевого развития ребенка. Питание должно быть соответствующим возрастным потребностях
Также важно организовать режим бодрствования и сна. Следует приучить ребенка засыпать в одно и то же время, чтобы в дальнейшем сформировался режим засыпания. Не стоит разрешать ребенку перед сном просмотр телепередач, компьютерные игры.
Важно беречь ребенка от ситуаций, которые станут неожиданными и вызовут испуг. Следует больше времени проводить с ребенком, рассказывать об окружающих вещах плавной и последовательной речью, играть в развивающие игры, читать вслух книги, чтобы у ребенка всегда была на слуху правильная речь
Следует больше времени проводить с ребенком, рассказывать об окружающих вещах плавной и последовательной речью, играть в развивающие игры, читать вслух книги, чтобы у ребенка всегда была на слуху правильная речь
Если ваш ребенок тревожен и беспокоен, не нужно сразу бежать за таблетками, можно вспомнить бабушкины рецепты и приготовить чай из успокоительных трав. На сегодняшний день нет необходимости ходить по лесам и собирать травы, можно посетить ближайшую аптеку и купить необходимую траву или готовый сбор. Чаше используются такие травы, как ромашка, мелисса, мята, валериана. Если у ребенка есть аллергия на какую-либо траву, то следует внимательно читать состав готовых сборов или можно самостоятельно приготовить в домашних условиях с исключением аллергенного компонента.
Основные причины заикания у подростков
Можно выделить две основные причины, из-за которых подросток может заикаться, и целый ряд причин усиливающих заикание.
- Заикание от испуга — 99% случаев.
- Заикание от травмы головного мозга — 1% случаев.
Причины усиливающие заикание:
- генетическая предрасположенность;
- неврологические причины;
- другие дефекты речи;
- отношения родителей, стресс, окружающая обстановка;
- тревожность о своей «неправильной» речи, которая провоцирует развитие дефектов речи, страх говорить;
- другие типы страха.
Заикание в 99% случаев — это психологическая проблема и связана она с испугом. Испуг нарушает речевые настройки, создаёт внутренний конфликт, и приводит к привычке заикаться. Если вы наблюдаете, что ребенок стал заикаться – весомый повод, чтобы обратиться ко мне за помощью.
Причины способствующие усилению заикания — стресс, тревога, волнения, высокая физическая или умственная нагрузка. В состоянии, когда подросток пребывает в спокойствии, абсолютной гармонии с окружающим внешним миром, родители могут наблюдать хорошую речь. Но, как только у ребенка возникает стресс, заикание возвращается вновь.
Подросток по многим причинам может иметь дефекты с произношением и речью. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы выявить причину и правильно спланировать речевые действия для устранения заикания.
Лечение заикания у детей
Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.
Логопедические упражнения
Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:
- Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
- Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.
Дыхательная гимнастика
Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов.
В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:
Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть
Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.
Погончики
Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.
Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.
Гипнотерапия
Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:
- Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
- Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.
Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы.
Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.
Медикаментозная терапия
К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:
- Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
- Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
- Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
- Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
- Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.
Причины заикания
Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.
Почему возникает заикание:
- сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
- черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
- нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
- неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
- повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
- внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
- недостаточное развитие мелкой моторики рук.
Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.
Народные средства при речевых нарушениях у детей
В домашних условиях для дополнения основного лечения допустимо использование народных средств. Травяные чаи, ингаляции и ванночки обладают расслабляющим и успокоительным действием, помогут заснуть, избежать стресса. Вот некоторые из эффективных средств:
Отвар тмина, боярышника и мелиссы. Возьмите по 1 ст.л. всех ингредиентов, смешайте, залейте водой, кипятите 15 минут, процедите и остудите. Давайте ребенку по полстакана отвара на ночь. Можно добавить в средство мед или лимон. Отвар устранит тревогу, поможет заснуть. Не рекомендуется детям младше трех лет.
Ножные ванночки с маслом лаванды. Наберите в таз 5 литров теплой воды, добавьте 10 капель лавандового масла. Опустите в воду ноги ребенка на 10 минут, попросите его закрыть глаза и глубоко подышать. Лаванда успокаивает нервную систему, снимает тревогу. Малышей до трех лет можно полностью купать в ванне с добавлением эфирного масла лаванды (5-7 капель на ванну)
С осторожностью — детям, склонным к аллергии.
Чай из листьев земляники и побегов малины. Смешайте сухие ингредиенты в равной пропорции (по 1 ч.л.), залейте кипятком
Оставьте настаиваться на 10 минут, процедите. Рекомендуется пить с медом или протертой черной смородиной. Такой чай поможет укрепить общий иммунитет и улучшит самочувствие.
Методы лечения заикания
Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:
- стаж заикания невелик;
- у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
- в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.
Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:
- ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
- ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
- наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
- в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
- ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.
Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка
Важно также соблюдать следующие правила:
- ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
- ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
- информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
- ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
- ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
- родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
- рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.
Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.
Рефлексотерапия
Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения
Физиотерапия
Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.
Психотерапевтическая помощь
При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.
Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.
Лечебная физкультура и массаж
Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Оцените, насколько был полезен материал
Спасибо за оценку
К кому обращаться при заикании
При появлении заикания у детей необходимо обратиться к логопеду, педиатру и психоневрологу, которые назначают комплексную терапию для устранения причин заболевания:
педиатр обращает внимание на лечение и профилактику болезней гортани и голосовых связок, укрепляет иммунитет и рекомендует физиопроцедуры;
психоневролог помогает укрепить жизненную позицию, проводит адаптационные мероприятия, повышает самооценку, позволяет понять свою уникальность;
логопед проводит занятия по устранению речевых проблем.
Но если дефекты речи у детей вызваны нарушениями в работе систем организма, то применение стандартных подходов в лечении оказывается бесполезным. В данном случае для устранения заикания необходима нормализация взаимосвязи органов и систем организма, которые достигаются применением методов остеопатии. В зависимости от выявленных нарушений остеопатические методики лечения помогают улучшить работу всей нервной системы, снять мышечное напряжение и нормализовать активность ребенка.
Основные этапы работы
В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.
Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.
Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.
На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.
На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.
Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.
Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей
Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.
У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.
Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.
Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.