Сенсомоторная афазия у детей и взрослых: причины, диагностика, методы лечения

Разновидности заболевания

У больных афазией речевые расстройства могут принимать разные формы, проявление которых зависит от локализации и степени поражения головного мозга:

  • Моторная афазия или афазия Брока. Речевое расстройство, которое возникает при поражении двигательного речевого центра, также называемого центром Брока. Больной афазией начинает выражаться в телеграфном стиле, с трудом переключается с одного слова на другое, заменяет одни звуки другими, демонстрирует грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия. При этой форме афазии больной не может построить внутреннюю программу высказывания. Это явление называют распадом внутренней речи, оно возникает по причине поражения префронтальной области левого полушария у правшей.
  • Афферентная моторная афазия. В основе заболевания – поражение задне-центральной и теменной областей коры. В речи это выражается тем, что больной афазией не различает близкие по артикуляции звуки, например картофель-кардофель. При моторной афазии человек путает артикуляционные ощущения.
  • Сенсорная афазия или афазия Вернике. При этой форме заболевания возникает нарушение звукового состава слов.
  • Акустико-гностическая афазия. Разновидность нарушения, когда больной утрачивает способность интерпретировать звуки речи.
  • Акустико-мнестическая афазия. У больного сужается объем слухоречевой памяти, он не способен удерживать в голове весь комплекс слухоречевой информации.
  • Оптико-мнестическая афазия. Разновидность заболевания, при которой у больного нарушается зрительная память, и он испытывает слабость в создании зрительных образов слов.
  • Амнестическая афазия. Заболевание связано с поражением теменно-височной области и вызывает трудности в назывании предметов. Больной афазией этой формы знает их назначение, но забывает название.
  • Номинальная афазия. Похожа на амнестическую и тоже связана с затруднением называния предметов, но является симптомом болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия. Связана с дефектами симультанного анализа и синтеза речи. Больной утрачивает способность понимать сложные логико-грамматические конструкции.

В упрощенной классификации применяются лишь две формы афазии – моторная и сенсорная. Под моторной афазией понимается состояние, когда пациент хорошо понимает устную речь, но не может произносить слова и фразы. Полностью осознавая произнесенную окружающими речь, больной с трудом пользуется предлогами и артиклями, путается во временах и падежах.

При моторной афазии пациенту трудно переключаться со слова на слово и даже со слога на слог, поскольку его речевые стереотипы становятся инертными. Ему все труднее становится искать нужные слова и даже их синонимы. При моторной афазии больным сложно произносить связные фразы, сохраняя смысл высказывания.

Под сенсорной афазией понимается состояние, когда больной не понимает речь, но может произносить слова и фразы. Про него говорят, что он испытывает глухоту на слова. Больной сенсорной афазией и вправду не различает звуковой состав слов. И тогда при правильном повторении слова возникает феномен «отчуждения смысла слова». Сенсорная афазия – довольно странное состояние, при котором родной язык звучит как иностранный. Речь при этом становится бессмысленной. Хотя сенсорная афазия не мешает выполнять односложные слова и команды.

Как вылечить моторную афазию?

инсультчерепно-мозговая травмакоммуникативные способности

Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени. Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения, расположение участка мозга, который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст.

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком. Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут. Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи, то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.

При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог. В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет, пение, то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной. Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

Существует много практических упражнений, с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.

При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность. Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.

Близким людям больного рекомендуется максимально упрощать те предложения, которые обращены к человеку, если необходимо, несколько раз повторять важные фразы

Важно всегда стараться привлекать больного человека к беседе и стимулировать его к разговору

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться

Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика

Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Основная симптоматика

При различных видах афазии наблюдаются различные симптомы, но есть и общие нарушения:

  • В первую очередь данное расстройство сказывается на остальных психических процессах. Невозможность выразить себя посредством слов длительное время влияет на снижение интеллектуальной активности. А также сказывается и на эмоциональной сфере – у больного может развиться депрессия.
  • На личности. Человек, страдающий афазией во многом социально изолирован и дезадаптирован, т.е. не может полноценно функционировать в обществе, что приводит к определённым изменения в его личности – он становится замкнутым, необщительным, раздражительным, заостряются некоторые черты характера.

При афазии могут наблюдаться следующие нарушения речи:

  • Нарушение письма: дисграфия.
  • Нарушение чтения: дислексия.
  • Персеверации: человек может многократно повторять одно и тоже слово.
  • Брадилалия: или «скандированная» речь. Чёткое разделение слов на слоги при произношении.
  • Эксплозивная речь: нарушение ритмики произношения. Больной либо растягивает звуки и слова, либо наоборот, произносит их слишком быстро.
  • Парафразия: замена отдельных звуков или букв. Например, больной вместо «кот» может произнести «гот» и т.д.
  • Контаминации: слитное произношение слогов разных слов. Например: «стена» и «мышка» больной может произнести, как «стешка» и т.д.
  • Эхолалия: повторение фраз за своим собеседником.
  • Акалькулия: нарушение способности к счёту.

Динамическая моторная афазия

Динамическая афазия заключается в нарушении или отсутствии уже сформировавшейся речи на фоне невозможности формирования внутренней речи. Такое отклонение возникает при поражении префронтальной области левого полушария у правшей, и наоборот у левшей. При динамической форме возникают нарушения не только устной, но и письменной речи.

Причины динамической афазии

Существует большое количество факторов риска риска, которые могут спровоцировать развитие такого патологического состояния. Основные из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • артериальная гипертензия;
  • травмы или оперативные вмешательства на головном мозге;
  • пожилой возраст;
  • атеросклероз;
  • ревматические поражения сердца.

Частая причина динамической афазии – сосудистые заболевания головного мозга. Заболевание также наблюдается на основе хронических заболеваний нервной системы.

Симптомы динамической афазии

При динамической афазии пациенту становится трудно формировать активные высказывания. Он перестает задавать вопросы и не обращается с просьбами. Стимуляция речевой активности постоянно происходит извне. В особо запущенных случаях активная речь полностью отсутствует.

Иногда наблюдается автоматические повторение высказываний или движений собеседника. Артикуляция некоторых звуков сохраняется. Часто пациенты общаются односложно, а если ответ более развернут, то он будет носить стереотипный характер.

Лечение динамической афазии

Для устранения симптомов динамической афазии назначается проведение комплексного лечения. Оно заключается в приеме медикаментов, физиотерапевтической воздействии, работы с логопедом и психологом.

Чем раньше будет начата восстановительная терапия, тем эффективнее она будет. Назначаем следующих групп препаратов:

  • витамины;
  • антиоксиданты;
  • ноотропы;
  • церебропротекторы.

Логопед составляет индивидуальный план лечения. Длительность терапии зависит от запущенности патологического состояния. В среднем необходимо около 3 лет. Корректируется не только коммуникативная функция, но и самоконтроль за ней. Пациент должен осознавать свои грамматические ошибки и пытаться их исправить.

Нейропсихическое лечение заключается в улучшение психологического состояния, снижении количества ошибок и заторможенности речи.

Моторная афазия – дисфункция речи. Лечение зависит от типа патологического процесса и причины, что его спровоцировала. Своевременная терапия позволяет избежать осложнений.

Оцени-ка страничку!

Что это такое

Афазия – приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи. Структура дефекта состоит из нарушения восприятия или нарушения формирования и воспроизведения речи при сохранности органов слуха и мышц, участвующих в акте разговора или письма. То есть основа дефекта локализуется в доминантном полушарии головного мозга (при левшестве – правое полушарие, у правшей – левое). Если больной не воспринимает речь потому, что плохо слышит – это не афазия, так как дефект не в коре мозга, а в органах слуха.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что среди всех больных дисфазией 30% – люди трудоспособного возраста. Мужчины в трое больше страдают расстройством языка, чем женщины. 75% пациентов получают инвалидность и не могут дальше работать. Среди всех больных 1% – это дети.

Афазия – это не только медицинская проблема. Расстройство произношения влечет за собой социальную и психологическую дезадаптацию. Нарушение понимания или формирования речи затрудняет коммуникацию людей, снижают их трудоспособность, препятствует развитию потенциала. Психологическая сторона проблемы – развитие психических расстройств и неврозов. Больные афазией осознают свой дефект.

У зрелых личностей механизмы психологической защиты позволяют избежать болезней, однако у людей, механизмы защиты которых незрелы, от осознания собственного дефекта развивается депрессия и тревога. Такие люди замыкаются в себе, отгораживаются от остальных и пересекают социальные контакты, не выходят на работу приносят убыток экономике государства.

Дисфазия как нейропсихологический синдром пересекается с алалией. Отличие афазии от алалии заключается в том, первый синдром – это нарушение сформированной речи, алалия – это недоразвитие речи или ее отсутствие. В основном наблюдается у детей с нормальным интеллектом.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок — замок — олово — рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии.  При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем. 

Поэтапная реабилитация

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

Клинический институт мозга

Рейтинг: 4/5 —
3 голосов

Симптомы и признаки

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

Симптомы афазии Брока

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

  • медленная и прерывистая речь;
  • они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
  • содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
  • в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.

Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».

На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Симптомы афазии Вернике

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • некоторая потеря зрения;
  • трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
  • трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
  • потеря контроля конечностей.

Симптомы глобальной афазии

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

1.doc

АфазияАфазия Причины:

  • Отличие детской афазии от афазии у взрослых в следующем: даже самые тяжелые афатические синдромы у детей быстро поддаются обратному развитию; у дошкольников не может быть того многообразия афазий, что у взрослых, так как речь не достигла должного уровня.
  • Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы.
  • Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи;
  • Коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.

Формы афазии по классификации А.Р. Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации ВПФ.

  1. Связанные с выпадением (нарушением) афферентных звеньев.
  2. Возникающие из-за поражения эфферентных звеньев речевой функциональной системы.
    1. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия.

акустико-гностическую (сенсорную) афазиютри степени понимания речиПри первой (грубПри третьей (легкой) степенитри степени развития спонтанной речиПри первой (грубой)Вторая (средняя) степеньПри третьей (легкой) степениварианты нарушения отраженной речиПри грубой формеПри среднейЛегкая степень^ Письменная речь. Грубая степень нарушения письменной речиПри средней степениДля легкой степени

    1. Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия

    1. Семантическая афазия

Семантическая афазия

    1. Оптико-мнестическая афазия.

Оптико-мнестическая афазия

    1. Афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия

    1. Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия

    1. Динамическая афазия.

Динамическая афазия или^ Коррекция афазийАпраксияагнозиипредметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лицапредметной агнозииапрактогнозии буквенного агнозии на цвета ^ Агнозия на лица Восстановительное обучение при афазииострый резидуальный акустико-гностической сенсорной афазиипервой стадиивторой стадии третьейчетвертой стадии пятой акустико-мнестическойпервой стадиивторой стадии Третья стадиясемантической афазии первойвторой стадиимоторной афферентной афазиипервой стадии второй стадии третьей стадии четвертой стадиимоторной эфферентной афазиипервой стадии Вторая стадия динамической афазииПервая стадия второй стадиитретьей стадии четвертой стадии пятой стадии

  1. сформировать адекватное отношение к дефекту, (может быть как острое переживание случившегося, так и недостаточное осознание тяжести заболевания; адекватная оценка своих возможностей);
  2. создание благоприятного психологического климата (создание речевой среды, стимулирующей к общению, а, следовательно, направленность на решение социально-психологических задач реабилитации, коррекция изменений личности).
  3. Преодоление элементов логофобии, неуверенности в поведении, «ухода» от речевых контактов, другие же, не избегая социального взаимодействия, просто не прикладывают достаточных усилий для реализации своих потенциальных возможностей.
  1. формировании у родственников правильной реакции на негативное отношение лица с афазией к ряду семейных проблем, связанных с изменением его статуса в семье. Например, снижение авторитета среди близких людей может привести к серьезным последствиям в виде аффективных состояний.

АспонтанностьИнактивность Инертность трудотерапия. Длительность занятий
Поиск по сайту:  

Диагностика

Стоит рассмотреть комплексную диагностику для максимально точного определения причины патологии и дальнейшего плана лечения.

  1. Анализ анамнеза и жалоб при заболевании:
    • выяснение события, предшествовавшего началу развития расстройства: нарушение кровообращения в мозгу, черепно-мозговая травма, судорожный припадок;
    • определение сроков появления нарушений (нарушение формирования предложений, непонимание устного текста на родном языке).
  2. Осмотр у невролога: появления нарушений в разговоре или других неврологических симптомов – опущение уголка рта, асимметрия лица, при высовывании языка из полости рта его отклонение в сторону, неполное закрытие глаз при зажмуривании, изменение высоты рефлексов, появление слабости в конечностях.
  3. Осмотр у логопеда: диагностика появившихся нарушений, составление курса по восстановлению речи.
  4. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  5. МРТ и КТ головы позволит детально обследовать изменения, обнаружить отклонения в его структуре тканей, определить наличие кровоизлияний, опухолей, гнойников, очагов распада нервной ткани.
  6. Магниторезонансная ангиография (МРА) — способ диагностики, позволяющий провести оценку целостности и проходимости сосудов в полости черепа, обнаружить мешковидные расширения артерий (аневризмы), сосудистые мальформации, окклюзии и стенозы сосудов.

Методы диагностики различных форм

На первом осмотре специалист изучает анамнез пациента и собирает его жалобы на самочувствие: продолжительность патологии, характерные ощущения, предшествующие события и т.д. При невозможности пациента описать свои проблемы к процессу диагностики привлекаются родственники. Дальнейшие диагностические мероприятия включают в себя:

  • тщательный неврологический осмотр: исследование речевых нарушений, оценка асимметрии лица, опущение уголка рта, неполное зажмуривание век, отклонение языка, слабость в конечностях и изменение природы рефлексов;
  • осмотр у логопеда с целью уточнить характер нарушения речи и спланировать мероприятия по ее дальнейшей корректировке;
  • электроэнцефалографию для оценки активности различных участков мозга и ее изменений под воздействием различных заболеваний;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию, уточняющую послойное строение головного мозга, выявляющую возможные нарушения и наличие следов кровоизлияний, воспалений, опухолевых процессов и т.д.;
  • магнитно-резонансную ангиографию для уточнения целостности сосудов и обнаружения аневризмов, стенозов, окклюзий и прочих сосудистых нарушений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector