Астигматизм у детей: как распознать
Содержание:
- Астигматизм с оптической точки зрения
- Диагностика
- Виды хирургического лечения астигматизма
- Что такое астигматизм
- Упражнения для глаз при астигматизме
- Симптомы
- Патологический и физиологический детский астигматизм – что это такое
- Что такое астигматизм у детей
- Классификация и виды
- Как определить и обследовать заболевание?
- Диагностика астигматизма разных видов у детей
Астигматизм с оптической точки зрения
С греческого языка термин «астигматизм» дословно переводится как «бесточие». Почему так? Вспомним принципы фокусирования глаза.
Для наглядности рассмотрим пример с разными формами мячей. Футбольный — идеально круглый. Если разрезать его пополам, получится отличная сфера. В любом сечении такой окружной поверхности световые потоки будут преломляться одинаково, и фокусировка стремится в одну точку. Так и работает правильно организованная роговица глаза.
Если же взять продолговатый мяч для игры в регби и также разрезать его пополам, заметно, как в различных сечениях происходит неодинаковая кривизна. Подобно устроен вытянутый астигматический глаз, в котором преломление происходит неодинаково. В результате на сетчатке лежит не точка с собирательным фокусом, а круг светорассеяния.
На картинке наглядно показано, как меняется оптика при нарушении сферичности роговицы
Диагностика
Чтобы определить состояние ребенка, необходимо обратиться к офтальмологу, который проведет ряд исследований. Родители могут определить наличие астигматизма дома, но выявить истинную причину можно только после проведения исследований у врача на специальных аппаратах.
Исследования в клинике
Диагностика включает:
- Опрос родителей. Врач узнает, как часто падает ребенок, нормально ли он ориентируется в пространстве. Если ребенку более 4-5 лет, он может жаловаться на головную боль.
- Осмотр ребенка. Визуально никаких изменений проявляться не может. Однако при рассмотрении ближних предметов, ребенок может прищуриваться, чтобы лучше их увидеть.
- Применение диагностических таблиц, на которых изображены рисунки или буквы. Врач последовательно показывает на каждый символ, ребенок должен его определить. Чем больше он их видит, тем лучше качество его зрения.
- Дуохромное исследование. Ребенок должен рассмотреть диагностическую таблицу при помощи линз различных цветов. При наличии астигматизма, рассмотрение в зеленом спектре будет ухудшать функцию его зрения.
- Биомикроскопия. Это прижизненное исследование клеточного состава поверхностного слоя глаза. Врач может определить или исключить возможность нарушения клеточного состава переднего полюса глаза. У пациента могут образовываться чешуйки на нижнем крае век, влияющие на форму глаза.
- Компьютерная кератотопография. Методика определяет кривизну роговицы, степень преломления световых лучей. Если причина астигматизма в патологиях роговицы, врач определяет, в каком участке существуют искажения ее тканей.
- Измерение толщины роговицы. Если она чрезмерно истончена, пациенту могут поставить диагноз кератоконус.
На основе всех полученных данных врач ставит достоверный диагноз, определяет первопричину заболевания, только после этого начинает проводить лечение.
Тесты в домашних условиях
Перед тем как пойти к врачу, родители могут проверить наличие или отсутствие астигматизма у ребенка, используя домашние тесты. Некоторые из таких исследований может повторить врач-офтальмолог:
- Применение диагностических таблиц. Их можно скачать из интернета, распечатать на принтере.
- Фигура Снеллена. По-другому такой тест называется лучистая фигура. Ее можно скачать и распечатать на принтере. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение. На фигуре находятся параллельные линии, которые в центре образуют точку. Если у ребенка астигматизм, эти линии могут искажаться. Центральная точка может быть сбоку или полностью отсутствовать.
- Стрела Раубичека. На изображении находится окружность, внутри которой располагаются две гиперболы, чья форма напоминает стрелу. Если у ребенка астигматизм, фигура может быть размытой во всех элементах, кроме вершины стрелы.
- Дуохромный тест. Для него понадобится распечатанная офтальмологическая таблица. Также родителям понадобятся очки с красными и зелеными стеклами. При астигматизме пациент хорошо видит буквы в красном спектре, но плохо в зеленом.
Виды хирургического лечения астигматизма
Созревание зрительных структур заканчивается в 15 лет. Ограничение в проведении операций на глазах до 18 лет является усредненным показателем. В некоторых случаях врачи могут рекомендовать оперативную коррекцию в 16-17 лет.
Виды хирургический операций при астигматизме:
- Кератотомия – разрезание роговицы вручную для изменения кривизны в сторону физиологической структуры. Из-за наличия более точных и совершенных методов кератотомия применяется редко;
- Фоторефрактерная кертоэктомия – вид лазерной коррекции, при котором выпаривание патологически измененных мест роговицы проводится лазерным лучом. ФРК позволяет точно изменить роговицу, поэтому после ее выполнения достигается высокая острота зрения. Применяется у пациентов с тонкой роговой оболочкой, когда другие способы применить невозможно. Проводится при отслойке сетчатки, опухолях, глаукоме, кератоконусе;
- Лазерная термокератопластика рекомендуется пациентам после 18 лет при низкой остроте зрения. Точечные ожоги периферической части роговицы проводятся лазером с тепловой энергией. Термическое повреждение ткани способствует сжатию коллагена, который способствует изменению формы роговицы. После манипуляции в центральной части поверхность роговицы становится выпуклой. При процедуре пациент может испытывать дискомфорт, повышенную чувствительность к свету, ощущение инородного тела. Кондуктивная кератопластика предполагает использование радиочастотного излучения вместо лазерных лучей;
- Термокератокоагуляция – предшествует лазерной термокератопластике. Разница между манипуляциями заключается лишь в оборудовании, которое применяется для проведения процедуры. При термокератокоагуляции прижигание осуществляется нагретой металлической иглой, а при термокератопластике – тепловой энергией лазера;
- Кератомилез лазерный (ЛАСИК) – суть процедуры заключается в срезании лоскута роговицы. Через освобожденное место проводится прижигание роговицы. Испарение части ткани в центре оптической зоны приводит к коррекции формы. Фрагмент роговицы после прикладывания на начальное место приживается самостоятельно без наложения швов. Процедура проводится амбулаторно. Длительность – 15 минут.
После любой из вышеописанных операций возможны осложнения:
- Ощущение инородного тела;
- Слезотечение;
- Светобоязнь.
Сохранение побочных эффектов возможно в течении нескольких месяцев после вмешательства. Заживление лоскута длится около 6 месяцев. На протяжении этого срока следует обязательно беречь глаза от повреждения. Преимуществом метода лазерной коррекции является быстрота, возможность амбулаторного выполнения. После манипуляции зрение возвращается к человеку через 2 часа.
Статистика показывает, что у 20% пациентов после лечения астигматизма лазером возникает рефракционный регресс. После манипуляции возможно возвращение «плюса» или «минуса», существовавшего у пациента до манипуляции.
Редкие операции при астигматизме:
- Имплантация факичных линз рекомендуется пациентам при астигматизме высокой степени при наличии противопоказаний к лазерной коррекции. Метод схож с обычным контактными линзами, но имплантируются изделия в толщу роговицы, а не надеваются на нее. Вмешательство рационально тогда, когда сохраняется естественная аккомодация хрусталика;
- Кератопластика – замена роговицы на искусственную или донорскую;
- Рефракционная замена хрусталика проводится при утраченной аккомодации хрусталика. Процедура предполагает удаление естественного хрусталика с заменой интраокулярной линзой определенной оптической силы. Возможность проведения операции определяется на основании офтальмологического исследования с учетом состояния глаз, толщины роговицы.
Астигматизм у детей лечится, но при определении вида лечения требуется тщательная диагностика, оценка состояния глаз. На выбор тактики терапии большое значение оказывает возраст.
Что такое астигматизм
Нормальная форма роговицы глаза – это сфера. Она обеспечивает правильную фокусировку лучей света и формирование на глазной сетчатке четкой картинки. Когда такая форма нарушается и роговица в двух взаимно перпендикулярных направлениях становится разной по кривизне, тогда говорят о заболевании под названием астигматизм. По этой причине изображение объекта и становится мутным.
Астигматизм характеризуется наследственной природой, ведь форма роговицы программируется на генетическом уровне. Хотя отмечаются случаи возникновения такого дефекта после:
- операции на глазах;
- подвывиха хрусталика;
- травмы глаз;
- вирусных или бактериальных инфекций.
Классификация астигматизма у детей производится по состоянию зрения на двух главных меридианах: вертикальном и горизонтальном. В первом случае он является прямым, во втором – обратным. Выделяются и другие виды астигматизма:
- миопический или близорукий;
- гиперметропический или дальнозоркий;
- смешанный в виде сочетания близорукого и дальнозоркого астигматизма на 2 разных меридианах.
Как проявляется смешанный астигматизм у ребенка
Одним из видов описываемого отклонения является смешанный астигматизм. Это близорукость одного глаза и дальнозоркость другого. Такая форма нарушения зрения считается самой сильной. Астигматизм у детей до года определить сложно. Родители должны ориентироваться только на родственников, у которых было это отклонение. Сигналом к беспокойству может быть косоглазие, выраженное даже в самой слабой форме. Дети постарше при таком нарушении зрения могут:
- не различать размеров предмета;
- неправильно определять расстояние до объекта;
- путаться при чтении;
- иметь жалобы на усталость глаз;
- отказываться от просмотра телевизора или работы за компьютером;
- прищуриваться;
- вертеть головой, чтобы лучше рассмотреть предмет;
- жаловаться на боль в районе бровей.
Миопический астигматизм
Эта форма отклонений зрения делится на простой и сложный астигматизм. Для первого характерно близорукое преломление и расположение фокуса перед сетчаткой только на одном меридиане. Второй представляет собой близорукое преломление по обоим главным меридианам, причем фокусы имеют разное расстояние до сетчатки. Распространенными признаками наличия такого отклонения у детей являются:
- слезоточивость;
- расплывчатость изображения;
- частые головные боли;
- рассматривание предметов слишком близко;
- усталость глаз.
Гиперметропический
Для этой формы астигматизма у детей характерно такое же отклонение, как и при близорукой. Только преломление здесь уже дальнозоркое, потому как фокус расположен позади сетчатки глаза. Гиперметропический астигматизм может быть простой и сложный. Симптомами такого отклонения зрения являются:
- общая утомляемость и раздражительность;
- головная боль при нагрузке на глаза;
- сниженный аппетит;
- ощущение жжения или боли в глазах;
- размытое изображение;
- рассматривание предметов на большом расстоянии от глаз;
- возможное косоглазие.
Упражнения для глаз при астигматизме
В деле профилактики и лечения астигматизма одно из важных мест отводится специальной гимнастике для глаз. Благодаря несложным упражнениям для глаз значительно укрепляются глазные мышцы, восстанавливается их тонус и эластичность. После напряженной зрительной работы гимнастика поможет расслабиться и избежать болезненных ощущений.
Для достижения оптимального эффекта регулярные занятия проводят не менее 2-3 раз в день по 10 минут каждое. Помещение должно иметь хорошее освещение. Почувствовав дискомфорт во время упражнения, прервитесь для небольшого отдыха. Консультация офтальмолога поможет выбрать наилучший комплекс тренировки для глаз.
Помните, что упражнения для глаз при астигматизме не должны доставлять дискомфорт или боль. Перед их применением посоветуйтесь с врачом.
Упражнение со смещением фокуса. Проводят стоя у окна сначала правым, потом левым глазом и двумя глазами сразу. В течение 30 секунд смотреть на дальний предмет, затем зафиксировать взгляд на ближнем объекте тоже на 30 секунд.
Медленно и плавно повращайте глазами. Делайте упражнение по часовой стрелке и против неё, затем вверх и вниз, вправо и влево. В конце сведите глаза к переносице. Такое упражнение разогревает и растягивает глазные мышцы.
Сильно зажмурьте , а потом раскройте глаза как можно быстрее и шире. Каждое состояние удержать не менее 10 секунд. Рекомендуется выполнение упражнения в течение минуты без остановки.
Упражнение «часы» для развития периферического зрения. Глаза поднять максимально вверх для растяжения глазных мускулов и держать их в таком положении 10 секунд. Переведите взгляд вниз. Повторите упражнение 10 раз с вариациями переведения взгляда по диагонали вверх и вниз.
Можно включить в свой комплекс упражнение из йоги, когда взгляд концентрируют на пламени свечи, не моргая, как получится долго. Если упражнение из практики йоги покажется слишком экзотичным, попробуйте вытянуть руку вперёд и сосредоточить взгляд на кончиках пальцев. Медленно приближайте и отдаляйте руку, не меняя точки сосредоточения взгляда. Работайте в течение 1 минуты.
Часто моргайте глазами, но не резко в течение 10 секунд, затем прикройте глаза на несколько секунд и повторите моргание.Для расслабления глазных мышц смотрите вдаль, не задерживая свой взгляд на определённом предмете, потом плавно закройте глаза на 5-7 секунд и также плавно откройте. Повторите не менее 3 раз.
По окончанию тренировки попробуйте расслабиться. Примите удобное положение, сидя или лёжа. Закройте глаза. Ладони рук согрейте, потерев друг об друга. Тёплые ладони положите на глаза. Через них не должен проникать свет. Останьтесь в таком положении несколько секунд.
Можно лёгкими массирующими движениями пройтись по области вокруг глаз, погладить веки, чуть-чуть надавливая на глазные яблоки.
Симптомы
Симптомами патологии являются следующие признаки:
- Быстрая утомляемость глаз;
- Жжение в пораженной области;
- Двоение предметов;
- Нечеткость картинки;
- Напряженность глазного аппарата;
- Головные боли.
Как уже говорилось ранее, врожденная патология у ребенка воспринимается как нормальное зрение. Поэтому необходимо посещать врача хотя бы с целью провести тесты на дальтонизм. Ребенок с астигматизмом старается смотреть на предметы под разными углами, словно искоса. Учитывая дальнозоркость, он может также и щуриться. Это явные признаки, которые должны подвигнуть родителя сводить ребенка к детскому офтальмологу.
Патологический и физиологический детский астигматизм – что это такое
Патологический астигматизм характеризуется преломлением оптических лучей в 2-ух меридианных плоскостях с разницей более 1 диоптрия. Если результаты меньше, то острота зрения не нарушается.
Физиологический астигматизм характеризуется нарушением сферичности роговицы и хрусталика меньше 1-го диоптрия. При состоянии не появляется нарушение зрения, не увеличивается вероятность слепоты. Прогрессирование патологии связано с ростом зрительного яблока на протяжении нескольких лет.
Клинические формы детского астигматизма
По морфологическим формам детский астигматизм можно разделить на неправильный и правильный. Скачкообразный переход рефракции между разными меридианами обуславливает сложную неравномерную форму заболевания.
Правильная разновидность классифицируется на простую и сложную. Каждая разновидность разделяется на гиперметропический и миопический тип. Простая гиперметропическая форма характеризуется тем, что меридианы сохраняют рефракцию. У другого меридиана рефракция гиперметропическая.
При сложном гиперметропическом астигматизме прослеживается гиперметропическая рефракция, которая в разной степени выражена в разных меридианах. Подобную нозологию можно встретить у новорожденного ребенка. В течение первого года жизни патология может исчезнуть самостоятельно.
При миопатическом и гиперметропическом астигматизме сохраняется нормальная рефракция. Миопическая форма патологии характеризуется сильной степенью выраженности. На фоне заболевания появляются головные боли, прослеживается затуманенность изображений. Глаза слезятся, а для подробного изучения особенностей предмета ребенок подносит его близко к глазам.
Дальнозоркий астигматизм сопровождается размытостью предметов, расположенных на близком расстоянии. Глаза быстро устают, поэтому ребенок ощущает частую утомляемость.
Смешанная форма заболевания характеризуется значительной выраженностью, при которой выделяют 3 степени недуга:
- Слабый – при разнице до 3 диоптрий;
- Средний – 3-5 диоптрий;
- Высокий – до 6 диоптрий.
Симптомы и диагностика смешанной формы не представляет трудностей. Человек прищуривается, когда пытается прочитать текст на бумаге. Для удобства рассматривания букв пациент натягивает уголки глаз пальцами руки для фокусировки.
Родители должны знать, что ребенок хорошо адаптируется к нарушению зрения, поэтому субъективных симптомов может не возникать. Педиатру сложно определить заболевание, так как малыш не говорит о своих ощущениях. Миопия или гиперметропия слабой степени не требует коррекции. При остальных формах требуется ношение линз или очков.
Для лечения астигматизма у детей требуется коррекция зрительной функции. Хирургическое вмешательство направлено на восстановление объема глазного яблока.
Для лечения астигматизма сфероцилиндрическими линзами требуется 2 вида стекол – цилиндрические, сферические. Оптимальным вариантом следует считать коррекцию при которой изображение оптимально фокусируется на сетчатке. Для этого при ношении очков или линз требуется динамическое наблюдение за течением заболевания и своевременная смена изделий при изменении характеристик сферичности роговицы или хрусталика.
Для детей, которые не любят носить очки можно предложить способ ортокератологии, предполагающий использование контактных линз на ночь. Способ применяется при отклонении сферичности не более 1,5 диоптрий.
Что такое астигматизм у детей
Детский астигматизм – это патология преломляющих сред глаза, которая приводит к размытости и нечеткости изображения видимого объекта. Чтобы лучше понять суть заболевания ознакомьтесь со схематическим описанием преломляющей системы глаза:
- Лучи света попадают на роговицу – полусферическую структуру, затем на хрусталик, который представляет собой двояковыпуклую линзу.
- Условно по этим структурам проводят линии, аналогичные параллелям и меридианам на географической карте.
- При отсутствии патологии свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку.
Если кривизна преломляющих структур различается, то фокус нарушается, вместо точки получается пятно и человек видит мутное изображение (как через воду или непрозрачный целлофановый пакет). Астигматизм у детей до года приводит к тому, что малыш привыкает видеть размытые предметы и, если патология не будет диагностирована, он не пожалуется на нарушенное зрение. Проблема станет заметна только во время обучения чтению и письму: дети жалуются на непонимание написанного текста. Поздняя диагностика может привести к пожизненному нарушению зрения.
Причины
Как правило, наличие заболевания предопределено наличием дефектных генов, полученных ребенком от родителей, вследствие которых формируется патологическая кривизна роговицы или хрусталика. Врожденный астигматизм у детей является следствием таких факторов:
- альбинизма;
- пигментного ретинита;
- алкогольного синдрома плода;
- конусовидной формы роговицы (кератоконуса);
- нарушения развития зрительного нерва;
- деформации стенки глазницы и структур глаза.
Иногда патология носит приобретенный характер. Астигматизм может развиться вследствие следующих причин:
- рубцов на роговице, сформировавшихся после травм глаза;
- операционных вмешательств на глазах;
- разрывов цинновой связки;
- подвывиха хрусталика;
- кератита;
- кератоконъюнктивита;
- хронического гиповитаминоза витамина A;
- инфекционных поражений структур глаза.
Виды
Выделяют детский астигматизм физиологического или патологического характера. В первом случае разница в преломлении двух меридианов составляет менее одной диоптрии. Физиологическая форма этого состояния связана с неравномерным ростом глазного яблока и не требует специфического лечения. При патологической форме разница в преломлении – более 1 диоптрии, поэтому сопровождается значительным снижением остроты зрения.
Кроме того, в офтальмологии выделяют правильный и неправильный астигматизм. Первый подразделяют на следующие варианты:
- Простой гиперметропический. Отличается нормальной рефракцией одного главного меридиана и гиперметропической у второго.
- Простой миопический астигматизм у детей. Характеризуется неизмененной рефракцией у одного главного меридиана, а у второго – миопической.
- Сложный гиперметропический. При этом гиперметропическая рефракция есть у обоих главных меридианов, но выражена она в разной степени.
- Сложный миопический. Характеризуется миопической рефракцией обоих главных меридианов, которая выражена в разной степени.
- Смешанная. У одного меридиана – миопическая рефракция, а у другого – гиперметропическая.
О степени выраженности патологии судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. На этом основании различают три степени заболевания:
- слабую (менее 1 диоптрии);
- среднюю (от 3 до 6 диоптрий);
- высокую (свыше 6 диоптрий).
Классификация и виды
При астигматизме у ребенка меняется положение фокуса и, соответственно, способ формирования изображения. На основании этих механизмов выделяют три основных типа заболевания:
- Простой. Такой астигматизм характеризуется наличием отклонений в функциональности только одного глаза, в котором обнаруживается развитие близорукости или дальнозоркости.
- Сложный. Неправильная функциональность при этом виде болезни обнаруживается на каждом из глаз.
- Смешанный. Данный тип труднее других поддается лечению. При его развитии дисфункция наблюдается в обоих глазах, но при этом на одном из глаз выявляется миопия, на другом – дальнозоркость.
Есть и иные способы классифицировать астигматизм глаз у детей. Так, выделяют еще два вида по особенностям развития болезни:
- Физиологический. Его развитие объясняется особенностями роста глазных яблок, при котором возможно появление отклонений на 0,5-1 диоптрию. Такой вид нарушения не определяется как патология, требующая обязательной терапии. Со временем оно, как правило, не прогрессирует, если этому не способствуют внешние и внутренние факторы.
- Патологический. Максимальное отклонение от нормы при физиологическом детском астигматизме может составлять 1 диоптрию. Если этот показатель оказывается больше, имеет смысл говорить о патологическом нарушении, которое требует терапии.
Помимо этого, классифицируют детский астигматизм по способу появления:
- Врожденный (возникает из-за неправильного внутриутробного развития зрительного аппарата или повреждений во время родов, проявляется в возрасте одного-двух лет).
- Приобретенный (прогрессирует вследствие влияния внешних и внутренних факторов).
Миопический астигматизм является классической формой заболевания и встречается чаще всего, он характеризуется прогрессированием близорукости.
Гиперметропический астигматизм при этом сопровождается активным развитием дальнозоркости, при котором изображение формируется не на сетчатке и не перед сетчаткой (как при миопии), а за ней.
Степени развития патологии:
- Слабый астигматизм (от 0,5 до 3 диоптрий) – легко поддается коррекции и диагностируется в детском возрасте чаще других;
- Средней степени (от 3 до 6) – чаще всего при таком астигматизме обычные оптические корректирующие средства уже не дают должного результата, поэтому применяются более радикальные методы;
- Выраженный (свыше 6 диоптрий) – практически всегда устраняется только с помощью радикальных методов, иногда дополнительно требуется ношение специализированных поддерживающих линз.
Во время диагностики важно определить тип и степень развития астигматизма. От этого во многом будет зависеть выбор терапевтического метода и подбор лекарственных средств, в том числе для устранения причины возникновения отклонений
Как определить и обследовать заболевание?
Диагностировать астигматизм не составит труда, если вовремя обратиться к хорошему специалисту. Как правило, опытный врач безошибочно определяет подобную патологию во время планового осмотра. Однако есть признаки, по которым можно заподозрить данное заболевание у детей еще перед обращением к офтальмологу. Патология может возникнуть как у новорожденного малыша, так и у детей дошкольного и школьного возраста. Признаки астигматизма у новорожденных и грудничков в возрасте от 6 месяцев до года таковы:
- заметные изменения. К примеру, глаза малыша могут быть красными, слезиться, ребенок раздражителен, плачет, трет глаза руками;
- ребенок плохо спит;
- резкая реакция на свет резко.
Дети в возрасте 1-3 лет еще не могут внятно разговаривать и не способны описать, что их беспокоит, поэтому важно понаблюдать за малышом – посмотреть, как он ходит и бегает. Начиная ходить (в возрасе 1-2 лет), дети часто спотыкаются, так что важно определить, насколько часто это происходит
Как правило, споткнувшись о порог, малыш обычно запоминает, где упал, и в следующий раз ведет себя более осторожно
При наличии астигматизма ребенок, скорее всего, будет спотыкаться постоянно, а во время прогулок на улице – игнорировать ямки и бордюры
Важно обратить внимание на игры ребенка. Часто бывает так, что малыш хочет поставить игрушку на полку, но промахивается
При работе с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) воспитатели могут заметить, что на занятии ребенок порой не может рассмотреть написанное на доске и часто щурится, когда пытается что-то увидеть, а на прогулке, бегая, он часто падает, не замечает пробегающих рядом детей, из-за чего постоянно с ними сталкивается. После занятий чтением или обучения письменности малыш может жаловаться, что у него болят глаза, и при осмотре обнаруживаются покраснения, слезотечение.
Ко всему прочему, наблюдаются постоянные головные боли, в результате которых ребенок становится апатичным, перестает играть с другими детьми, а после детского сада он расстроен или, так сказать, без настроения. Помимо этого, в дошкольных учреждениях постоянно проводятся медицинские обследования, особенно частые и тщательные перед переходом ребенка из сада в школу. Обязательным является осмотр врачом-офтальмологом.
У школьников в возрасте 8-10 лет, а также у подростков астигматизм может возникнуть из-за каких-либо травм или вследствие инфекционно-воспалительных заболеваний. Обычно ребенок сам говорит о том, что его что-то беспокоит и болит, или он стал хуже видеть, подробно описывает изменения.
Родители могут заметить, что у него постоянно красные глаза, он щурится, периодически текут слезы. Успеваемость у таких детей обычно снижается, так как они перестают выполнять домашние задания, им не интересно читать, рисовать. Обычно они ограничиваются просмотром телевизора, что только больше усугубляет ситуацию.
Заподозрив заболевание, можно самостоятельно провести проверку зрения своего чада. Для этого необходимо взять обычный белый лист бумаги и начертить на нем пару пересекающихся линий, используя темный карандаш. После нужно попросить ребенка посмотреть на картинку двумя глазами поочередно и спросить, какого цвета линии, четкие они или расплывчатые.
Если он ответит несообразно с реальностью (например, скажет, что линии другого цвета, нечеткие), то следует срочно обратиться к офтальмологу для выявления причины нарушения зрения. Врач, выслушав жалобы ребенка и родителей, прежде всего, осуществит проверку остроты зрения с последующей коррекцией, если она окажется необходимой.
Может потребоваться проверка при расширенных зрачках, для чего в глаза закапывают специальное лекарство, а после проводят обследование. Также есть следующие способы проверки на наличие астигматизма:
- компьютерная рефрактометрия;
- проверка зрения по таблицам;
- осмотр на аппарате с щелевой лампой;
- осмотр глазного дна при помощи офтальмоскопа;
- кератометрия;
- биомикроскопия;
- УЗИ глаза;
- скиаскопия.
Диагностика астигматизма разных видов у детей
сравнение изображения в нормальном глазу и с атигматизмом
В зависимости от рефракции, которая определяет координацию фокуса, насчитывается несколько видов астигматизма:
- Роговичный – самый влиятельный из всех дефектов;
- Хрусталиковый – изменение формы хрусталика;
- Гиперметропический – фокусировка изображения за сетчаткой;
- Миопический – изображение до сетчатки;
- Простой – нарушение на одном глазу;
- Сложный – деформация изображения в обоих глазах;
- Смешанный может иметь самые различные варианты.
Диагностируя физиологические изменения у ребенка, разница преломления не превышает 1 диоптрии. В большинстве случаев этот параметр колеблется от 0.5 до 0.75 диоптрий. Офтальмологи объясняют это явление неравномерностью формирования глазного яблока или его незаконченным формированием. Такая величина к году уменьшается с формированием нормальной величины глазного яблока. Но даже остаточный эффект в 0.5 диоптрий не требует вмешательства. Аллергия на лице под глазами появляется вследствие воздействия аллергенов.
Ребенок не жалуется, потому что он привык так видеть, для него это естественно. Между правильным видением и неправильным у него целая пропасть. Такое положение очень усугубляет диагностику заболевания. Не надо давать ребенку привыкать к неправильному видению, надо обращаться к специалисту как можно раньше. Лечение астигматизма с амблиопией требует комплексного подхода.
отличие астигматизма от близорукости и дальнозоркости
У офтальмолога достаточно приборов для определения правильной или неправильной работы органов зрения. Авторефрактометр, символьные таблички и удлиненные цилиндрические линзы, применение кератометрии, которая определяет геометрическую форму роговицы. Уже не говоря о современной компьютерной диагностике. Все направлено на решение всех проблем с астигматизмом у ребенка. Как лечить глаукому глаза читайте тут.