Шизофрения у детей. симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Причины возникновения

Исследования по установлению причин развития шизофрении все еще ведутся, и нельзя сказать наверняка, какие именно предпосылки влияют на ее возникновение, но длительное наблюдение за пациентами и изучение их ДНК позволили выделить несколько причин:

  1. Генетические особенности. Порядка 40% шизофреников имеют родственников, в анамнезе которых есть это либо другие психические отклонения. Если близкий родственник ребенка имеет шизофрению, вероятность, что она передастся ему, составляет 10%.
  2. Неблагоприятные социально-бытовые условия и специфика воспитания. Дети, растущие в семьях алкоголиков, наркоманов, чаще имеют серьезные проблемы с психическим здоровьем. Также большое значение имеет атмосфера, царящая в семье. Наиболее опасными с точки зрения вероятности развития шизофрении у детей являются семьи, где родители токсичны в той или иной степени.

    Если родители бьют, унижают, оскорбляют или игнорируют детей, используют их в криминальных сферах, стремятся чрезмерно их контролировать, требуют от них безусловного подчинения, то такая семья однозначно является токсичной.

  3. Сильные психоэмоциональные потрясения. В зависимости от личностных особенностей ребенка, в качестве сильного потрясения могут выступить многие события, даже такие, которые для большинства детей травматичными не будут. Примеры: смерть родственников, друзей, домашних животных, попадание в ДТП, острый эпизод, связанный с прилюдным унижением, изнасилование или другие действия сексуального характера, побои.
  4. Наркомания, алкоголизм. Подросток крайне подвержен влиянию сверстников и других людей, которые его окружают, при этом родители в этот круг доверия входят редко. Если ребенок попадет в неблагоприятную среду, у него может сформироваться алкогольная либо наркотическая зависимость. Особенно повышают вероятность развития шизофрении галлюциногенные наркотики.
  5. Нарушения, возникшие в период формирования плода и при родах. Перенесенные во время беременности инфекционные болезни (гепатит, корь, цитомегаловирус) увеличивают риск развития нарушений в работе головного мозга ребенка. Также вероятность повышается, если мать принимала в период вынашивания препараты, которые негативно воздействуют на плод, употребляла большое количество алкоголя, подвергалась воздействию токсических веществ, включая наркотики.
  6. Шизоидный тип личности. Дети с этой акцентуацией замкнуты, стремятся оградиться от окружающих, часто сообщают, что им неинтересно общаться с ними. Также им сложно понимать эмоциональные переживания других людей. Погружены в фантазии и увлечения, немногословны.

Также в группе риска находятся подростки, которые:

  1. Живут в крупных городах. Городские жители страдают шизофренией и другими психическими заболеваниями намного чаще, чем деревенские. Возможно, это связано с чрезмерно напряженным, полным стрессов ритмом жизни в городах.
  2. Принадлежат к мужскому полу. У мужчин шизофрения в среднем развивается раньше, чем у женщин, поэтому большинство подростков с этим заболеванием — мальчики.

    Но при этом шизофрения с одинаковой вероятностью может развиться у человека любого пола, и, если взять случайную группу людей старше 35 лет, среди них будет примерно одинаковое количество шизофреников обоих полов.

  3. Родились зимой либо весной. Исследователи до сих пор не нашли этому объяснение.

Однако даже совпадение по нескольким пунктам не гарантирует, что у ребенка возникнет шизофрения.

О причинах возникновения шизофрении у детей и подростков в этом ролике:

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

Бред

Галлюцинации порождают следующий симптом — бред. Проявляется он в виде возникновения различных несуразных идей, умозаключений, не связанностью речи, обрывками фраз. Видов бреда очень много, чаще всего наблюдается такие виды бреда:

  • величия, когда больной превозносит себя выше других;
  • воздействия, в этом случае подросток считает, что какие-то высшие силы воздействуют на него и его мысли, считывая их;
  • преследования, больной уверен, что за ним следят и хотят ему навредить, например, сосед с восьмого этажа, является спецагентом или пришельцем и должен его убить;
  • физического недостатка. Больно приписывает себе несуществующие уродства, например, огромный нос, одну ногу короче другой и т.д.

Формы шизофрении, диагностируемые у детей

У детей дошкольного возраста чаще всего развивается злокачественная шизофрения, при которой происходит быстрая утрата социальных навыков и «уход» ребенка в свой собственный мир. При этом маленький больной может за 1-2 года «разучиться» говорить (вплоть до того, что его речь будет представлять собой нечленораздельные звуки), зачастую начинает ползать, логическое мышление и желание познавать мир также утрачиваются.

Как было сказано выше, детский тип шизофрении редко сопровождается паранойей и бредом. Возможны отдельные навязчивые фантазии, страхи, идеи преследования и тд., однако они не носят системный характер. Если болезнь проявилась с 7 до 14 лет, у ребенка часто портится характер, он становится агрессивным, в семье появляется свой маленький «тиран», враждебно настроенный по отношению к родителям.

Рассказ родителей о том, как живет семья с двумя детьми, страдающими шизофренией. Особенности поведения детей-шизофреников и проблемы, возникающие при общении с ними.

Проявления параноидной шизофрении у подростков включают в себя бред физических недостатков, философскую интоксикацию, другие навязчивые идеи.

Самая распространенная форма заболевания, которая диагностируется у детей – вялотекущая шизофрения. Одним из ее признаков может быть чересчур быстрое развитие у ребенка определенных способностей – в музыке, математике, логическом мышлении. Как правило, в дальнейшем эта «гениальность» проходит, сменяясь более типичными для шизофрении симптомами, страхами и парадоксальными фантазиями.

Довольно редко у детей диагностируется рекуррентная шизофрения, которая проявляется, в основном, жалобами на физическое здоровье, вегетативными кризами, страхами, нарушениями работы отдельных систем организма. Эту форму можно на первых порах перепутать с ипохондрическим неврозом, который также сопровождается множеством физических симптомов и жалоб на них.

Приступообразно-прогредиентная форма шизофрении не редкость для детей и подростков. Приступы в юном возрасте обычно труднораспознаваемы, проявляются страхами, бредом и невыраженными эмоциональными проявлениями. На этом этапе поставить диагноз бывает довольно трудно. У подростков данная форма протекает более выражено, бредовая симптоматика может быть яркой, отмечаются приступы ступора или двигательного возбуждения.

4 Диагностика

Диагностика этого заболевания осуществляется врачом-психиатром и психологом

Важное значение имеет сбор анамнеза со стороны больного и его родителей, который заключается в изучении жалоб и причин, повлиявших на формирование шизофрении. При обследовании ребенка необходимо убедиться, что эти проявления не возникли из-за употребления пациентом лекарств и наркотиков

Диагноз устанавливается на основе наличия прогредиентного характера заболевания (постепенное развитие симптомов) и возникновения изменений личности. Для изучения особенностей больного прибегают к помощи психолога, который исследует пациента посредством тестирования. На основе поставленного диагноза назначается определенное лечение.

Формы

Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. Шизофрения у ребенка 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

  • злокачественно текущая;
  • непрерывно-прогредиентная;
  • вялая.

В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.

С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

Шизофрения имеет множество форм, некоторые из которых легко перепутать между собой:

  • Простая (вялотекущая) шизофрения. Особенностью является постепенное начало, как правило, в возрасте 12-14 лет, и может медленно прогрессировать на протяжении всей жизни. Больные становятся замкнутыми, появляется двойственность суждений, нарастает апатичность и ненависть к окружающим. Характерна «фамильная ненависть» — агрессия по отношению к своим родителям. А теперь скажите, похоже ли это на шизофрению или же на подростковый максимализм и гормональные изменения? Галлюцинации и бредовые суждения могут быть выражены незначительно;
  • Параноидная. Ведущим симптомом является бред преследования, иногда – бред ревности. Часто встречаются слуховые галлюцинации, реже – зрительные. Голоса могут быть как нейтрального, так и насильственного характера;
  • Гебефренная — юношеская шизофрения. Пик заболеваемости приходится на 14-16 лет, у подростков отмечается манерность, изменение в поведении, неспособность выполнять повседневные дела, агрессивность, разорванность речи мышления, слуховые галлюцинации;
  • Кататоническая. Выражается в апатичности, ступоре, застывании в одной позе, часто присутствуют галлюцинации. После ступора наступает возбуждение с неконтролируемым копированием чужих высказываний, движений, мимики, жестов;
  • Недифференцированная. Смешанная форма, у которой нет ярко выраженной симптоматики;
  • Постшизофреническая депрессия — после дебюта шизофрении у человека начинается депрессивный синдром, симптомы которого выступают на первое место. А, как известно, при депрессии также возможны галлюцинации и бредовые переживания;
  • Остаточная. Симптомы шизофрении размыты, однако сохраняется эмоциональная холодность и тупость.

Лечение шизофрении у детей

Лечение детской шизофрении представляет собой особую проблему, так как это пожизненный процесс, и его следует продолжать, даже когда симптомы исчезают. Основными методами лечения шизофрении являются –

  1. Психотерапия

Психотерапия, также называемая психотерапией, может помочь вам и вашему ребенку справиться с шизофренией. Это может быть –

  • Индивидуальная терапия. Когнитивно-поведенческая терапия с участием квалифицированного специалиста по психическому здоровью может помочь вашему ребенку научиться справляться со стрессом, возникающим при ведении повседневной шизофрении. Терапия может помочь ребенку нормально ходить в школу и заводить друзей, а изучение расстройства может помочь вашему ребенку понять симптомы и придерживаться плана лечения.
  • Семейная терапия: это включает в себя поддержку и образование для семей, чтобы они могли понять и помочь детям, которые живут с этим условием среди них. Семейная терапия также может помочь уменьшить конфликты, улучшить общение и коллективно справиться со стрессом детской шизофрении.
  1. лекарственные препараты

Это включает использование антипсихотических препаратов, которые эффективны для борьбы с бредом, галлюцинациями, отсутствием мотивации и эмоций. Со временем врач ребенка может попробовать разные комбинации лекарств или разные дозы в зависимости от тяжести заболевания. В зависимости от симптомов, могут помочь и другие лекарства, такие как антидепрессанты или лекарства от тревоги. Это может занять несколько недель после начала приема лекарств, чтобы заметить результаты

Важно помнить, что все антипсихотические препараты имеют риски для здоровья и побочные эффекты. Поговорите с врачом вашего ребенка о возможных побочных эффектах и ​​о том, как их устранить. Обязательно сообщите врачу что-нибудь другое у вашего ребенка после того, как он или она начнет принимать лекарства

Обязательно сообщите врачу что-нибудь другое у вашего ребенка после того, как он или она начнет принимать лекарства.

  1. Обучение жизненным навыкам

Развитие жизненных навыков в рамках плана лечения может гарантировать, что ваш ребенок сможет функционировать в соответствии с возрастом. Это может включать в себя –

  • Обучение социальным и академическим навыкам – это важная часть лечения шизофрении у детей. У детей-шизофреников могут возникнуть проблемы в школе и с друзьями. Они могут быть не в состоянии выполнять ежедневные задачи, такие как одевание и купание.
  • Профессиональная реабилитация и поддерживаемая занятость – это помогает людям с шизофренией подготовиться к поиску и сохранению работы.
  1. госпитализация

Когда у вашего ребенка проявляются тяжелые симптомы или во время кризиса может потребоваться госпитализация. Это обеспечит безопасность ребенка и обеспечит ему надлежащий сон, гигиену и питание. Частичная госпитализация и уход по месту жительства могут быть вариантами, но обычно ребенок сначала стабилизируется в больнице, прежде чем перейти на другие уровни ухода.

2 Основные клинические проявления и виды

К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм — это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов — аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

  • позитивные (продуктивные);
  • негативные (дефицитарные);
  • когнитивные (дезорганизованные);
  • аффективные расстройства.

Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии — это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации — возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред — убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение — поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

К неадекватному поведению также относится кататония — группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению — дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

Диагностика и лечение шизофрении у детей

Часто бывает, что прежде чем поставить диагноз шизофрении, больного наблюдают несколько лет. Врач – психиатр использует визуальное определение и психологические тесты, которые позволяют выявить отклонения в детской психике. Кроме этого, применяется ряд диагностических мер:

  • компьютерная томография, которая дает представление о структурных изменениях головного мозга и наличии новообразований;
  • энцефалограмма — отражает мозговую активность;
  • УЗИ сосудов, которое позволяет оценить состояние сосудов и их кровоснабжение;
  • для оценки функции центральной нервной системы проводится нейротест;
  • лабораторное исследование крови для исключения или подтверждения наркотической интоксикации или инфицирования вирусом Эпштейн – Барра.

Часто больного просят нарисовать рисунок, который может помочь выявить степень расстройства. Такие дети неспособны сочетать цвета, раскрашивая рисунок в неестественные оттенки.

Лечение шизофрении у детей

Лечение

Шизофрения – это хроническое расстройство психики, которое не подлежит самостоятельному лечению. Лечение шизофрении у детей имеет ряд особенностей, это связано с тем, что нарушения в синтезе нейронов головного мозга врожденные или наследственные. Если соблюдать рекомендации врача и придерживаться терапевтической программы, можно добиться стабильной ремиссии. Обращаться к врачу рекомендуется как можно раньше, не стоит откладывать лечение.

Для лечения детской шизофрении применяют как медикаментозные методы, так и психотерапевтические. Лекарственная терапия включает в себя прием следующих препаратов:

  • нейролептические лекарственные средства;
  • ноотропы;
  • седативные лекарства для купирования агрессии.

Кроме медикаментов применяют электрошок, мера крайняя и применяется в отношении детей подросткового возраста.

Последнее время стала популярна методика самовыражения в которой используются танцы, художественное творчество, психодрамматика. Если лечение проходит успешно, больной может обучаться в школе, для таких детей существуют упрощенные программы. В случаях, когда шизофрения обостряется, и появляются симптомы расстройства психики, рекомендуется обучение на дому. В тяжелых случаях больных детей госпитализируют.

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector