Лечение задержки психомоторного развития (зпр)

Особенности коррекции, лечения ЗПР в детском возрасте

Чтобы ребенок, страдающий ЗПР, сумел догнать по развитию собственных ровесников, ему необходимо вовремя установить четкий диагноз, и начать лечебный процесс. Для того чтобы ребёнок с отклонениями в психологическом формировании имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, родители должны заручиться помощью специалиста по психологии, врача психиатра, логопеда, сформировав с ними единую команду. Для эффективной корректировки ЗПР зачастую используется систематический подход, с применением гомеопатических и лекарственных средств.

Основная работа при излечении ЗПР ложиться на плечи родителей особого ребёнка. Основной акцент производится на исправление патологий в психолого-педагогическом уровне. Процесс содействует улучшению чувственно-коммуникативных и когнитивных функций.

После выявления у ребенка признаков ЗПР, терапия назначается доктором по единым методикам. С малышом занимаются логопед, специалист по психологии, невролог и дефектолог.

Просто хорошие итоги дают развивающие игры для ребенка!

Коррекция ЗПР медикаментами учитывает использование последующих фармацевтических веществ:

  • гомеопатические медицинские препараты (в том числе – Церебрум Композитум);
  • антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
  • Глицин;
  • Аминалон, Ноотропил;
  • Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты категории В);
  • лекарственные составы общетонизирующего воздействия (Лецитин, Когитум).

Когда нужно беспокоиться

Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.

Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.

В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.

Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает. При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение. В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.

Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания. Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения. При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.

Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.

Причины зпр и зпрр

К сожалению, причин зпр и зпрр очень много. Нервно-психическое развитие имеет очень большое значение. Задержка речевого и психического развития часто связана с патологией беременности, то есть с различными патологическими состояниями и заболеваниями у мамы, ждущей малыша. Какие причины зпр и зпрр?

1. Гестозы и токсикозы беременности.

2. Угроза выкидыша.

3. Внутриутробная гипоксия.

4. Резус конфликт матери и плода.

5. Внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз, краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция, или герпес, папилломавирусная инфекция, сифилис, гепатиты, ВИЧ-инфекция).

6. Железодефицитная анемия.

Также влияет патология в родах.

1. Слабость родовой деятельности.

2. Обвитие пуповины.

3. Кесарево сечение.

4.  Узкий таз (анатомически узкий таз, клинический узкий таз).

Большое влияние имеет здоровья матери, ее хронические соматические болезни и болезни мочеполовой системы.

1. Хронический сальпингит.

2. Хронический сальпингоофорит.

3. Сахарный диабет.

4. Эндемический зоб и болезни щитовидной железы.

5. Онкологические заболевания.

6. Анемия.

И, конечно, огромное значение имеет экология, то есть неблагоприятные окружающие факторы, которые действуют как во время беременности, так и задолго до нее.

1. Выхлопы автотранспорта.

2. Химические производства.

3. Заводы.

4. Употребление некачественной пищи и питьевой воды.

5. Электромагнитные излучения (вышки сотовой связи, сотовые телефоны, микроволновки и смартфоны, планшеты, компьютеры).

Большое значение имеет питание матери. Если девушка часто употребляет фаст фуд, сладкие газированные напитки, колбасу, сосиски, чипсы, продукты с длительным сроком действия, пальмовое масло, то риски возникновения патологии у плода могут увеличиваться.

И последняя группа факторов. Это факторы, влияющие на первом и втором году жизни ребенка.

1. Реанимационные мероприятия в роддоме.

2. Несбалансированное питание.

3. Дисбактериоз.

4. Стафилококковая инфекция.

5. Рахит и скрытый рахит.

6. Осложнения вакцинации (прививки).

7. Травмы и падения (например, из кроватки).

8. Врожденная патология.

9. Наследственная патология.

10. Соматические заболевания.

11. Респираторные вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, рс-инфекция).

12. Кишечные инфекции (ротавирусная инфекция, сальмонеллез, энтеровирусные инфекции и др).

13. Любые хирургические операции (например, аппендектомия, тонзиллэктомия).

14. Стресс.

Задержка речевого развития у детей: симптомы

ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:

  • В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
  • К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
  • В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
  • В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
  • В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
  • В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
  • В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:

️ сильного выделения слюны;

️ ротик всегда немного открыт;

️ гиперактивности;

️ агрессивности;

️ быстрой усталости;

️ рассеянности;

️ плохой памяти;

️ замкнутости;

️ медленного соображения;

️ малого набора эмоций;

️ плохого воображения.

Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.

За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.

Симптомы ЗРР на фоне аутизма

Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:

️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;

️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);

️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);

️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.

Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:

1. От года до полутора лет:

️ отсутствует лепетание;

️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;

️ плохо засыпают, тревожный сон;

️ не показывают рукой на предметы или людей;

️ желания выражают жестикуляцией;

️ не произносят даже слогов;

️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).

2. В трехлетнем возрасте:

️ не реагируют на эмоции окружающих;

️ не понимают, как играть с детьми;

️ почти не подходят к другим малышам;

️ предпочитают одиночество;

️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.

3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:

️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);

️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;

️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;

️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;

️ небольшой словарный запас;

️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;

️ замена слов на жесты;

️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;

️ неправильно употребляют местоимения.

Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.

Диагностика

Установка окончательного диагноза ЗПРР производится на основе комплексного обследования ребенка. В первую очередь лечащий врач обязан:

  • уточнить данные (составить анамнез) о том, как протекали беременность, роды, какие были особенности первых месяцев жизни ребенка (инфицирование, травмы и тому подобное);
  • проанализировать поведение ребенка на основе личного с ним общения, проверить его на внимательность, способность логического мышления, запоминания, понимания задаваемых вопросов и так далее (ребенок 5 лет ЗПРР проявляет не только логопедическими проблемами, но и неумением логически мыслить, решать простейшие задания, соответствующие его возрасту, ориентироваться в понятиях «быстрее-дольше», «больше-меньше» и тому подобное, логически объяснить сравниваемые величины, цвета, характеристики знакомых ему предметов);
  • провести клинические обследования (осмотр у невропатолога, логопеда, нейропсихолога);
  • в отдельных случаях врач может направить ребенка на анализы (тесты хромосом, метаболические и генетические анализы и другие);
  • иногда проводят дифференциальную компьютерную диагностику.

С точным диагнозом ЗПРР инвалидность дают, как правило, на 1-2 года. Устанавливают ее на основе заключения МСЭ (медико-социальная экспертиза). Дольше чем на 2 года, инвалидность не дают по той причине, что понятие «задержка» означает временное явление и предполагает рано или поздно достижение нормы. Поэтому по истечении срока инвалидности дети снова должны проходить комиссию и брать новое заключение МСЭ.

В темпе роста

Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» − только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр). До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление). Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то – в полтора.

Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы. Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. «Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели, − объясняет Владимир Студеникин

– А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания

Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных».

Хотя исключения из правил все же бывают. «У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет, − рассказывает Елена Гладкова. – Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как «мама», «папа», «дай» и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

  • Электронное образование — 22.06.2020
  • Что можно беременным — 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами — 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес — 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания — 22.06.2020

Классификация

Есть несколько видов патологий психологического развития. Обычно медиками используется для классификации отличий таблица, составленная профессором Лебединской. Здесь всего несколько пунктов, позволяющих без особых сложностей определить вид заболевания, поставить диагноз ЗПРР, после чего назначить специальное лечение.

Благодаря классификации медикам легко определить или аутизм, или нарушения в развитии. Это значительно облегчает воздействие на заболевание – безошибочно поставленный диагноз формы ЗПР позволяет составить индивидуальную схему лечения.

Конституциональная задержка психического развития

Замедление созревания ЦНС – основная причина этого вида патологии конституционального происхождения. Ребенок может отставать по возрасту, вести себя, как присуще младшим детям. Эта особенность обусловлена психическим инфантилизмом.

Особенности задержки – недостаточный объем памяти, слишком слабое внимание. Особенно ярко заметны эти черты, проявляющиеся в школьном возрасте

Если обратиться к врачу раньше, своевременно поставленный прогноз помогает частично устранить часть проявлений в 3-5 лет.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Одно из проявлений, которое встречается чаще всего. ЦОГ развивается на фоне незначительных повреждений головного мозга ребенка или недоразвития одной из частей органа. Задержка развития ребенка 2-х летнего возраста выражается такими признаками:

  • отсутствием активности, эмоциональных проявлений;
  • скудным воображением;
  • трудностями в процессе восприятия;
  • заторможенностью в движениях;
  • непритязательностью.

На выздоровление уходит до нескольких лет, но при условии, что родители строго следовали назначению медиков и упорно занимались с карапузом.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Среди самых основных причин торможения психического развития соматогенного происхождения медики называют патологии важных органов в раннем возрасте. Последствия патологий – серьезные поражения нервной системы.

Спровоцировать ЗПР соматогенного происхождения способны такие заболевания:

  • диспепсия (только хроническая);
  • бронхиальная астма;
  • патологии почек;
  • серьезные нарушения в работе сердца или системы;
  • воспалительные процессы в легких.

Соматические заболевания ребенка нужно лечить на ранних стадиях, в противном случае неприятных последствий, связанных с нервной системой или развитием речевых навыков, избежать не получится.

Темповая ЗРР

При темповой ЗРР у малыша наблюдаются ярко выраженные симптомы, среди которых наиболее выделяется полное отсутствие навыков речи в 3-4 года. Также дети в этом возрасте с трудом произносят даже простые звуки, не пытаются воспроизводить их после взрослых. Наблюдать можно и нарушение некоторых функций – малыш старается «разговаривать» жестами и мимикой, не прибегая к речевому общению.

Задержка психического развития психогенной генезы

Еще одна классификация нарушений связана с окружением ребенка. Интеллектуальные процессы замедляются под воздействием жестокости со стороны близких людей, при безразличии или отсутствии воспитательных моментов. В первую очередь изменений претерпевает эмоционально-волевая сфера. Такой малыш обычно отличается не только отклонениями, но и состоянием здоровья – наблюдаются тяжелые заболевания, стремительно развивающиеся патологии.

ЗПРР с элементами аутизма

При отсутствии правильного воздействия на проблему у малыша способны проявиться некоторые черты аутизма, спровоцированные нарушениями психики. Среди них:

  • карапуз отказывается налаживать эмоциональный контакт;
  • проявляется склонность к агрессивным поступкам, нередко малыш пытается причинить вред себе (покусать руки, расцарапать кожу, удариться об пол, стену);
  • покачивания в разные стороны, стоя на месте, хождение по кругу;
  • привыкание к одной игрушке, отсутствие реакции на окружающие предметы;
  • изолированность – ребенок отказывается контактировать со сверстниками, не знает, как себя с ними вести.

Диагноз ставится только после тщательных исследований. Комиссия состоит из специалистов разной квалификации – невропатолога, педиатра, логопеда, психолога.

Симптомы заболевания

О ЗПРР с элементами аутизма можно говорить, когда поведение ребенка сопровождается следующими симптомами и выглядит так:

  • у него нет реакции на раздражители;
  • вялость и апатия;
  • частые истерики;
  • нежелание общаться даже с близкими;
  • реагирует на изменение тона и на жестикуляцию, чем на то, что ему говорят;
  • замкнут и стремится уединиться;
  • речь его мало понятна;
  • испытывает страх, если видит что-то новое и незнакомое;

Когда ребенок еще мал, такая безучастность наводит на мысль об отсутствии слуха или зрения. Но его необычная реакция “зачарованности” на такие явления окружающего мира, как например: луч света, рисунок теней на стене, звучание музыки, шорохи, ветка дерева за окном, развеивают все сомнения на этот счет.

В возрасте 2 года и старше ЗПРР с симптомами аутичных черт становится более выраженной:

  • ребенок совершает ритмичные монотонные движения, например, раскачивается, ходит по кругу, может биться головой о какую-либо поверхность;
  • повторяет бесцельно слова и фразы;
  • проявляет агрессию к другим или к себе, например, может укусить себя;
  • избегает смотреть в глаза;
  • нет желания самостоятельно играть с игрушками;
  • не отвечает на заботу и проявление эмоций в свой адрес;
  • не испытывает потребности в общении со сверстниками;
  • плохо засыпают и беспокойно спят;
  • мало и непонятно говорят.

Еще аутичным детям свойственна любовь к ритуалам:

  • если пора ложиться спать, то убирать игрушки и переодеваться они будут с соблюдением определенной последовательности действий, нарушение которых может вызвать бурную негативную реакцию;
  • если пришло время обеда, то мытье рук и другие необходимые действия будут выполнены с такой же точностью, с которой они выполнялись вчера и ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector