Афазия вернике

Устройство речевого аппарата

Функционирование нервного аппарата головного мозга человека устроено таким образом, что нам не приходится ежесекундно задумываться о каждом проведённом действии. Большинство отделов центральной нервной системы работает в автономном, т.е. самостоятельном режиме и всё это благодаря миллионам электрохимических связей как между отдельными нейронами, так и между более высшими нервными центрами. Речевой аппарат взрослого человека состоит из нескольких центров и является сложнейшей структурой, которая благодаря нервным связям функционирует как единое целое. Основную роль в развитии и активизации речевой функции играют мозговые речевые и аналитические центры Вернике и Брока. 

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

  • Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
  • Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
  • Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
  • Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
  • Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.

Методы диагностики

Моторная и сенсорная афазия, а также другие формы патологии диагностируются после того, как будет проведено комплексное обследование у следующих врачей:

  • логопеда;
  • невролога;
  • нейропсихолога.

Специалисты в первую очередь изучают анамнез больного, учитывая симптомы и факторы, приведшие к этому заболеванию. Обязательно осуществляют неврологический осмотр, во время которого выявляют дефект речевой функции и другие неврологические признаки. Психолог оценивает речь больного и планирует будущий курс коррекции.

Дополнительные диагностические мероприятия заключаются в проведении электроэнцефалографии, чтобы оценить электрическую активность разных отделов мозга. Также применяют методы магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Для восстановления речевой функции требуется курс реабилитации, который включает в себя занятия с психологом и логопедом. Скорость восстановления во многом зависит от возраста пациента и степени тяжести недуга.

Таким образом, афазия – это довольно редкое заболевание, связанное с проблемами речи. Такая патология очень сложная, потому что включает в себя комплекс расстройств. Существуют различные разновидности афазии, а лечение заболевания должно быть комплексным.

Коррекционно-восстановительная программа

Логопедическая работа строится на том, чтобы переводить человека из тяжелой степени в среднюю, среднюю в легкую степень, а легкую степень доводить до нормы.

I. Тяжелая степень речевых расстройств

  1. Накопление обиходного пассивного словаря:

— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;

— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

— показ частей тела на картинке и у себя;

— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

  1. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

— выполнение простых устных инструкций;

— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

  1. Подготовка к восстановлению письменной речи:

— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

— письмо слов, слогов и букв по памяти;

— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

— выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

II. Средняя степень речевых расстройств

  1. Восстановление фонематического слуха:

— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

— выделение различных 1 -х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными (все остальные согласные русского алфавита, различающиеся по нескольким фонематическим признакам) и оппозиционными фонемами путем выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами ; чтение текстов с этими словами.

  1. Восстановление понимания значения слова:

— выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

— заполнение пропусков во фразах;

— подбор определений к словам.

  1. Преодоление расстройств устной речи:

— «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция:«Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущенных больным;

— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

  1. Восстановление письменной речи:

— закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку;

— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;

— письмо под диктовку слов и простых фраз;

— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

III. Лёгкая степень речевых расстройств

  1. Восстановление понимания развернутой речи:

— ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

— улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

— осмысление логико-грамматических оборотов речи;

— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

  1. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

  1. Коррекция устной речи:

— восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания  на своих ошибках;

— составление рассказов по серии сюжетных картинок;

— пересказ текстов по плану и без плана;

— составление планов к текстам;

— составление речевых импровизаций на заданную тему;

— речевые этюды с элементами «ролевых игр».

  1. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

— чтение развернутых текстов, различных шрифтов;

— диктанты;

— письменные изложения;

— письменные сочинения;

— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Симптомы и признаки

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

Симптомы афазии Брока

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

  • медленная и прерывистая речь;
  • они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
  • содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
  • в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.

Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».

На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Симптомы афазии Вернике

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • некоторая потеря зрения;
  • трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
  • трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
  • потеря контроля конечностей.

Симптомы глобальной афазии

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма

К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров.

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий. Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется. Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Симптомы

Тотальная афазия является наиболее тяжелой формой афазии. Это может вызвать симптомы, затрагивающие все аспекты языковой способности.

Некоторые люди с тотальной афазией могут ответить на базовые вопросы «да» или «нет». Они также могут быть в состоянии сказать автоматические фразы, например, «Извините». Другие формы общения включают использование мимики, жестов и изменение тона голоса.

Вот некоторые изменения, с которыми человек с тотальной афазией может испытывать трудности в общении.

Способность говорить

  • неспособность говорить;
  • проблемы с речью и повторением речи;
  • говорить предложения, которые не понятны;
  • совершать грамматические ошибки.

Понимание языка

  • проблемы с пониманием других;
  • не правильно отвечает на вопросы;
  • проблемы с пониманием быстрой речи;
  • нужно больше времени, чтобы понять разговорный текст.
  • неправильно написанные слова;
  • неправильное использование грамматики.

Чтение

  • проблемы с пониманием написанного текста;
  • неспособность произносить слова;
  • неспособность понимать образный язык.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия – кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина – нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения – нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Диагностика и лечение

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Прогноз и профилактика

Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

Лечение

Большинство случаев афазии можно улучшить с помощью лечения, даже в тяжелых случаях глобальной формы болезни. Однако полный возврат к уровням коммуникации до афазии не всегда возможен.

При лечении афазии также, как и при любой другой неврологической болезни главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы болезни проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все эти способы позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют процессы восстановления.

Лечение афазии

В отдельных случаях полное восстановление речи при афазии происходит самостоятельно, без лечения. Обычно это происходит после недлительного нарушения притока крови к головному мозгу (микроинсульта или транзиторной ишемической атаки). Речевая функция в таких ситуациях восстанавливается через несколько часов (дней).

Но чаще всего на восстановление речи при афазии уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. После мозговой травмы речевые функции восстанавливаются спонтанно, но не в полном объеме через несколько недель или месяцев. При этом отдельные симптомы афазии продолжают сохраняться. В таких ситуациях для полного восстановления функции речи действенный эффект оказывают различные логопедические методики.

На восстановление функции речи, как правило, уходит около двух лет. Эффективность восстановительного процесса напрямую зависит от того, когда было начато лечение, а также от причины повреждения коры мозга, локализации поврежденной области мозга, возраста пациента, тяжести повреждения и общего состояния больного.

Большую роль в лечении афазии играет участие членов семьи больного. Близкие люди пациента с афазией должны стараться:

  • строить свою речь как можно проще. Лучше, если это будут короткие предложения;
  • сохранять обычный стиль общения (не превращая разговор с больным афазией в детскую речь);
  • повторять ключевые слова фраз, если есть необходимость в этом;
  • стимулировать больного к принятию участия в беседе;
  • поправлять больного афазией как можно меньше;
  • не торопить больного что-либо сказать и давать ему нужное количество времени на построение и последующее выговаривание фраз;
  • поддерживать любые виды коммуникации с больным (язык жестов, речь).

В лечении афазии в настоящее время также используются специальные компьютерные программы, направленные на повышение речевых способностей больного афазией, быстрое восстановление отдельных элементов речевой функции.

Существуют также специальные компьютерные упражнения, направленные на тренировку понимания фонем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector