Задержка формирования речи у детей трех лет

Диагностика ЗРР

Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.

При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

Логопед также оценит:

  • то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
  • то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
  • если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
  • развитие звука и ясность речи.
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)

Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.

Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность

Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
не идет на контакт с окружающими;
предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
отставание в моторной сфере;
неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда. Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде

Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Диагностика

Диагностирование и выявление этиологии задержки речевого и психического развития требует комплексного подхода и предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • изучения истории болезни и анамнеза жизни не только пациента, но и его близких родственников – для поиска основного этиологического фактора;
  • тщательного физикального осмотра, направленного на оценивание остроты слуха и зрения, проведение тестов психомоторного развития и определение моторики мышц лица;
  • детального опроса родителей на предмет первого времени появления симптоматики и влияния окружающих факторов внутри семьи.

Проведение МРТ

Это основные методики диагностики, которые могут дополняться такими инструментальными обследованиями, как:

  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • МРТ;
  • дуплексное сканирование артерий головы.

Лабораторные исследования крови и урины не имеют диагностической ценности. Помимо педиатра, в диагностике принимают участие следующие специалисты:

  • детский психиатр и психолог;
  • логопед;
  • детский отоларинголог и .

Дифференциальная диагностика ЗРР предполагает отличие подобного расстройства от:

  • тугоухости;
  • олигофрении;
  • аденоидов;
  • хронического протекания отита;
  • заболеваний с элементами аутизма;
  • элективного мутизма;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Формирование речи ребенка: нормы и критические периоды

Чем раньше родители обратили внимание на патологии в речевых навыках у ребенка, тем легче и эффективнее будет лечение. А для этого нужно понимать этапы формирования речи, возрастные нормы и критические периоды, когда риск появления патологий особенно велик

Процесс развития навыков устной речи:

От рождения и до 7 лет специалисты выделяют три критических периода для формирования языка. Это время, когда наблюдается пик в развитии речевых навыков. Опасность состоит в том, что даже незначительное негативное внешнее влияние в это время может стать причиной нарушения речевой функции.

Критические периоды:

  • 1-2 года. Период интенсивного развития отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. При негативных условиях может развиться ЗРР или алалии;
  • 3 года. Период, когда пассивный запас слов переходит в активный, и развивается связная речь. Риск возникновения заикания и мутизма;
  • 6-7 лет. Структура речи усложняется, словарный запас значительно увеличивается. Неблагоприятные факторы на этом этапе могут стать причиной заикания или афазии.

Диагностические мероприятия

При подозрении на заболевание следует обратиться к педиатру. После осмотра он может направить ребенка на консультацию к другим специалистам. Например, если причина задержки развития речи в хронической гипоксии из-за аденоидов, то педиатр посоветует посетить детского оториноларинголога.

Обследование проводится по специальному алгоритму:

  1. Врачи собирают жалобы родителей и анамнез заболевания. Доктор выясняет, как давно появилась задержка речи и в чем она проявляется,  как ребенок ведет себя в комфортных условиях, посещает ли детский сад, общается ли с родными и другими детьми и др.
  2. При внешнем осмотре оценивают форму черепа, рост и вес, телосложение, наличие стигм – признаков нарушения эмбрионального развития. Подобный осмотр позволяет заподозрить генетическое заболевание или соматические причины патологии.
  3. Проводят консультации детского психолога, оториноларинголога, невролога, психиатра и логопеда. Детский ЛОР поможет исключить аденоиды, хроническую тугоухость и отит, которые негативно влияют на развитие нервной системы.
  4. Назначают лабораторные анализы крови и мочи для выявления признаков инфекции и воспаления, нарушений обмена меди в организме, хромосомных патологий и пр.
  5. Инструментальная диагностика – дуплексное сканирование артерий головного мозга, электроэнцефалография, реография, магнитно-резонансная томография.

Специализированные методы диагностики помогут выявить непосредственную причину нарушения развития нервной системы, генетические патологии, повышенное внутричерепное давление или новообразования. Это облегчает постановку диагноза и назначение эффективного лечения.

Задержка речевого развития у детей: симптомы

ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:

  • В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
  • К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
  • В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
  • В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
  • В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
  • В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
  • В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:

️ сильного выделения слюны;

️ ротик всегда немного открыт;

️ гиперактивности;

️ агрессивности;

️ быстрой усталости;

️ рассеянности;

️ плохой памяти;

️ замкнутости;

️ медленного соображения;

️ малого набора эмоций;

️ плохого воображения.

Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.

За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.

Симптомы ЗРР на фоне аутизма

Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:

️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;

️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);

️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);

️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.

Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:

1. От года до полутора лет:

️ отсутствует лепетание;

️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;

️ плохо засыпают, тревожный сон;

️ не показывают рукой на предметы или людей;

️ желания выражают жестикуляцией;

️ не произносят даже слогов;

️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).

2. В трехлетнем возрасте:

️ не реагируют на эмоции окружающих;

️ не понимают, как играть с детьми;

️ почти не подходят к другим малышам;

️ предпочитают одиночество;

️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.

3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:

️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);

️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;

️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;

️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;

️ небольшой словарный запас;

️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;

️ замена слов на жесты;

️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;

️ неправильно употребляют местоимения.

Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.

Наследственные болезни влияющие на ЗРР

Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.

Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.

Глухонемота.

Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.

При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Патологии ротовой полости и, как вариант, патология «уздечки».

Порой передаются по наследству и по «косвенной линии». Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву «Р», но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи

Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо

Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.

Наследственная задержка речи.

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир «пусть подождет»). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • Эпилепсия, судороги.
  • Мигрени и аллергии.

Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?

  • Алкоголизм родителей.
  • Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
  • Умственная отсталость.
  • Выдающиеся способности к чему-либо.
  • Заикания.
  • Малый вес.
  • Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Отличия ЗРР от задержки психоречевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), в отличие от ЗРР, представляет собой сочетание замедленного темпа речевого развития и формирования психических функций (внимание, восприятие, запоминание, выполнение мыслительных операций). Кроме слабо развитой речевой функции, заметны такие симптомы, как сложности с запоминанием, выполнением простых мыслительных операций (сравнением предметов, объединением предметов в группы)

Детей с ЗПРР считают невнимательными, они не могут длительно заниматься каким-либо делом или игрой, часто попадают в категорию гиперактивных. ЗПРР становится причиной того, что малыш или сам не стремится к общению с окружающими, или они не принимают его в игру. Родители замечают у сына или дочери с симптомами ЗПРР ограниченное проявление эмоций, неразвитость фантазии и воображения.

С возрастом многие признаки ЗРР у детей, указывающие на замедленный темп речевого развития, могут сглаживаться. Но необходимо понимать, что без специально организованной регулярной коррекционной работы в дошкольном и младшем школьном возрасте недостатки речи сохранятся и будут достаточно заметны у подростка, юного и зрелого человека.

Задержка речевого развития

ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.

Признаки ЗРР

Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:

  • на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
  • отсутствует реакция на внешние звуки;
  • неспособность к двум годам произносить полностью слова;
  • в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
  • полное отсутствие речи к трем годам;
  • для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.

Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.

Причины ЗРР

После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.

По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:

Органические
  • наследственные патологии,
  • патологии, осложнения в пренатальный период,
  • осложнения при родах
Функциональные
  • патологии НС,
  • соматические заболевания,
  • последствия перенесенных болезней в первые годы жизни
Психоневрологические
  • нарушения в работе сенсорной системы,
  • особенность психики,
  • неравномерное формирование отделов речевой системы
Социально-психологические
  • специфика внутрисемейного воспитания,
  • перенесенная психологическая или эмоциональная травма, сильный стресс,
  • сиротство

Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.

Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».

Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.

Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.

Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:

  • прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
  • методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
  • занятия с логопедом и психологом;
  • контроль режима дня и уровня физической нагрузки.

Энцефалопатия с ЗРР

Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.

Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.

Прогноз ЗРР

В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:

  • отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
  • проблемы с учебой;
  • сложности в социализации;
  • формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.

Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата

Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов

Остеопат о причинах заикания

Заикание и остеопатия – взаимосвязанные понятия. Среди первопричин проявления отклонений можно выделить физиологические и психические

Следует обратить особое внимание на следующие:

  • нарушения в работе слухового аппарата – ребенок не может правильно произносить слова, потому что не слышит звуков;
  • недоразвитые органы чувств или особенности в физиологическом развитии;
  • проблемы в функционировании центральной нервной системы, которые возникли в результате осложнений беременности и родов;
  • факторы окружающей среды – давление со стороны общества или родителей;
  • социальное воздействие;
  • наследственные факторы риска.

Достаточно сложно выявить причину, которая послужила развитию ЗРР. Это целый комплекс неблагоприятных факторов

Важно вовремя обратиться к доктору, чтобы назначить лечение. Это поможет справиться с проблемой и помочь ребенку влиться в общество

Таблица эффективности лечения ЗРР у остеопата

Если вовремя посетить специалиста, лечение будет более эффективным

Требуется целый комплекс процедур, а также особое внимание со стороны родителей. Ниже представлена наглядная таблица

Возраст Признаки
6 месяцев Не реагирует на обращения родителей.
8 месяцев Не повторяет слова за взрослыми.
1 год В лексиконе малыша нет даже простых речевых оборотов.
2 года Сложности в запоминании новых лексических единиц.
3-4 года Не получается составлять простые предложения.

При наличии перечисленных выше симптомов следует немедленно обращаться к остеопату. Как показывает практика, остеопатия эффективна на ранних этапах развития малыша.

Прогноз и средние сроки лечения при ЗРР

Сложно однозначно ответить на вопрос эффективности лечения. При серьезном поражении головного мозга сложно устранить причину. Возможно только ограничить негативное воздействие.

Длительность лечения зависит от тяжести заболевания. Зачастую хватает 2-3 недель. Один сеанс не превышает 45 минут. На начальных стадиях достаточно даже нескольких небольших процедур для заметного результата.

Диагностика

Для постановки верного диагноза ребенок нуждается в осмотре несколькими специалистами. Невролог оценивает состояние головного мозга, назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. С помощью этих исследований устанавливается наличие патологий.

Отоларинголог исключает такие заболевания, как глухота и хронический отит, наличие аденоидов, ведь подобные недуги могут стать причиной ЗРР. Обращение к офтальмологу поможет исключить проблемы со зрением.

Также обследования проводятся логопедом. Он пишет историю болезни, знакомиться с выводами в карте уже пройденных докторов. Определяет настоящее состояние речевого аппарата ребенка, особенности его коммуникации, насколько развиты слуховые и зрительные реакции.

До года поведение ребенка рассматривается при нахождении его в естественной среде и искусственно созданной. Анализу подвергаются доречевые реакции и голосовые проявления.

После года врач проверяет, насколько обширен активный и пассивный словарный запас малыша, его общее речевое поведение, присутствуют ли при разговоре с ним фразы, предложения. Чаще логопеды прибегают к использованию в практике Денверского теста (он показывает психомоторное развитие), шкалам Гриффитса и Бейли. Эти методы помогают провести диагностику психологического и речевого развития малыша.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector