Аутизм у детей

Лечение

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

Работа с семьей: образование, обучение коммуникации, метод обратной связи

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Целесообразно использование зеркала Гезелла, обеспечивающего непрерывное наблюдение за связью аутиста с родителями, возможность видеозаписи их взаимодействия. Один терапевт обычно работает с семьей в контролируемом помещении, другой наблюдает за зеркалом, записывает структурированную ситуацию. Затем оба специалиста совместно с родителями рассматривают отдельные части видеозаписи. Врачи указывают на возможные несоответствующие проявления родителей, потенцирующие неадекватное поведение их ребенка. Реконструкцию и практику желаемого взаимодействия с семьей необходимо проводить повторно. Речь идет о временно требовательном терапевтическом методе.

Индивидуальная терапия: поведенческие методы, логопедия

Индивидуальные подходы успешно используются для усиления развития вербальных и невербальных, социальных навыков, способности к адаптации и самопомощи, снижения неадекватного поведения (гиперактивность, агрессивность, самоповреждение, стереотипы, ритуалы).

Чаще всего используется положительное предрасположение, когда желаемое поведение, например, освоение определенного навыка, поддерживается вознаграждением, соответствующим уровню степени поражения (при тяжелом аутизме с умственной отсталостью используется поощрение лакомством, при умеренном расстройстве подходит вознаграждение любимым занятием, таким как просмотр мультфильма, высокофункциональные пациенты могут в качестве награды получить похвалу).

Нарушение речи – это частый повод для проведения обследования на аутизм. Интенсивная логопедия имеет хороший эффект у аутичных пациентов, но требует более индивидуального подхода, чем при других проблемах. Логопедическая терапия наиболее часто используется в сочетании с поведенческими методами.

Фармакотерапия

Известные на сегодняшний день препараты не влияют конкретно на основные симптомы аутизма (нарушения речи, коммуникации, социальная изоляция, нестандартные интересы). Лекарства эффективны только в качестве средств для оказания симптоматического влияния на неблагоприятные поведенческие проявления (агрессия, самоповреждение, гиперкинетический синдром, навязчивые, стереотипные ритуалы) и аффективные расстройства (тревожность, эмоциональная лабильность, депрессия).

Применяемые лекарства:

  • Нейролептики. Влияют на агрессию, самоповреждение, гиперкинетический синдром, импульсивность;
  • Антидепрессанты. Из группы антидепрессантов наиболее широко используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), их эффективность соответствует идее о роли серотониновой дисрегуляции в этиопатогенезе аутизма.
  • Психостимуляторы. Эти препараты положительно влияют на гиперактивность при аутизме. Преимущественно используется Метилфенидат, значительно снижающий гиперактивность при дозировке 20-40 мг в день, при этом, не ухудшая стереотипность.

Диагностические термины

Диагностическая модель аутизма тесно связана с диагностическими терминами. Есть несколько «видов» аутизма, а точнее несколько терминов, обозначающих аутизм, которые могут вам встретиться:

Аутизм

Слово «аутизм» — это и конкретный диагноз, и общий термин, обозначающий все расстройства, связанные с аутизмом.

В данном тексте слово «аутизм» используется во втором, общем значении, а не как диагностический термин.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Термин расстройства аутистического спектра охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом. Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, о котором говорилось выше, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.

Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС (хотя оно было добавлено в пятое издание DSM). Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма.

Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».

Первазивное расстройство развития неуточненное

Первазивное расстройство развития — это общий термин, который включает в себя аутизм, синдром Аспергера и несколько других расстройств. Когда кажется, что у пациента есть какой-то тип аутизма, но он не совсем соответствует диагностической формуле, то ему ставится диагноз «первазивное расстройство развитие неуточненное» или «атипичный аутизм». Часто это люди с более «низким» функционированием, чем люди с формальным диагнозом «аутизм», но не обязательно.

Высокофункциональный аутизм

Это другой часто встречающийся термин, хотя у него нет диагностического определения. Он употребляется в отношении людей, у которых есть выраженные симптомы аутизма, но при этом у них хорошо развиты навыки речи, а уровень интеллекта относительно «нормален». Противоположность высокофунционального аутизма — это вовсе не «низкофункциональный аутизм», как считают некоторые. Это «классический аутизм» или «аутизм Каннера» (по имени Лео Каннера, который первым описал аутизм).

Синдром Аспергера

Этот диагностический термин используется в отношении людей с аутизмом, у которых при этом очень хорошо развита речь (плюс у них могут быть другие, не такие заметные отличия). Существуют дебаты о том, отличается ли синдром Аспергера от высокофункционального аутизма или от общего диагноза аутизм, либо его нужно рассматривать как полностью отдельное расстройство. Термин «синдром Аспергера» предложила Лорна Винг, автор термина «расстройство аутистического спектра».

Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с уникальными жизненными трудностями. Поскольку их речевые способности очень высоки, то окружающие люди (включая специалистов) предполагают, что их социальные и жизненные навыки так же развиты, как и их речь. Это предположение ошибочно, так как все без исключения люди с аутизмом имеют значительные проблемы с социальными навыками, и это влияет на их возможности для образования и трудоустройства.

Большинство специалистов используют термины «синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» как синонимы.

Большинство специалистов согласны с тем, что люди с синдромом Аспергера — это люди с аутизмом. Однако обратное не является верным: не у всех людей с аутизмом синдром Аспергера. Можно сказать, что синдром Аспергера — это подтип аутизма.

Диагностика аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм выявляется благодаря применению определенных методов диагностики. Лучше, если при подозрении на аутизм обследование будет проведено как можно раньше, ведь в таком случае коррекция тоже может быть начата раньше, а, следовательно, будет более успешной.

В каком возрасте ставится диагноз аутизм

Так как аутизм является врожденным расстройством, его проявления могут быть заметны уже в течение нескольких месяцев после рождения ребенка. Согласно рекомендациям Американской академии педиатров, проводить обследование детей на выявление симптомов аутизма рекомендуется в полтора и в два года.

Во многих случаях симптомы раннего детского аутизма проявляются в период от двух с половиной до трех лет, когда и ставится диагноз аутизм. Именно в это время речевые нарушения и проблемы в общении становятся наиболее явными. Однако во многих случаях и на первом году жизни можно заметить признаки аутистического поведения; если ребенок является первым у родителей, они вполне могут списать эти признаки на особенности характера и индивидуальность самого ребенка

В то же самое время семьи, в которых уже есть здоровые дети, чаще обращают внимание на нетипичное поведение ребенка еще до его поступления в садик.

Иногда аутизм начинает проявляться только после 5 лет, при этом до данного момента ребенок демонстрирует нормальное развитие. Интеллект таких детей относительно сохранен, как и навыки социального общения, однако стремление к уединению и нежелание контактировать с большим количеством людей все же выражено ярче.

Тест на аутизм и другие инструментальные методики

Тесты на аутизм являются удобным средством для самодиагностики, однако они не способны заменить полноценную профессиональную диагностику. Среди таких тестов наиболее известны следующие:

Тест на аутизм AQ.

Данный тест включает 50 вопросов-утверждений, с которыми испытуемый может согласиться полностью или частично, а также частично или полностью их отрицать. По результатам тестирования подсчитывается показатель AQ, и если данное число превышает границу 32, можно говорить о высоком уровне аутистических черт. Однако статистика подтверждает, что некоторые из испытуемых, набравших существенное количество баллов, не испытывали никаких проблем в плане социального общения и не имели подтвержденного диагноза аутизма.

Тесты на когнитивные особенности

Группа тестов, которые призваны оценить особенности мышления человека, возможности контроля собственного поведения и оценки эмоций и мыслей окружающих людей.

Тесты на другие расстройства, в том числе известный тест на алекситимию – отсутствие возможности правильного понимания и выражения собственного настроения и эмоций.

Учитывая, что более 80% людей с аутизмом испытывают подобные сложности, этот тест является актуальным для выявления этого типа вторичного расстройства.

Важно понимать, что, хотя самостоятельное применение тестов и других инструментальных диагностических методик возможно, верно интерпретировать результат может только специалист, подкрепляя свой диагноз результатами других исследований. Часто в комбинации с инструментальными методиками используются методы аппаратной диагностики, позволяющие получить информацию о состоянии мозга и нервной системы, что в свою очередь важно для исключения других заболеваний со схожими симптомами.

Неинструментальные методы диагностики аутизма

К неинструментальным методам диагностики аутизма относятся два основных способа – это наблюдение и беседа. Люди с аутизмом, особенно его глубокими формами, демонстрируют характерное поведение, которое легко отличить от поведения обычного человека: навязчивые движения, следование каким-то ритуалам, отсутствие представления о личном пространстве (или, наоборот, нетерпимость к тактильным контактам), – все это можно заметить, просто понаблюдав за пациентом.

Так как нарушения социальной коммуникации являются одним из типичных проявлений аутизма, беседа является часто используемой диагностической методикой. Оценивается способность больного поддержать беседу, заинтересованность в диалоге, содержание и структура речи, а также другие параметры, которые и позволяют сделать вывод о наличии/отсутствии признаков аутизма.

Как распознать РАС

Все основные проявления РАС объединены в так называемую «диагностическую диаду», включающую в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся паттерны (образцы, шаблоны) поведения, области интересов и активностей. Ключевые дефициты социального взаимодействия и коммуникации заключаются: 

  • в недостатке «социально-эмоциональной взаимности», то есть способности делиться мыслями и чувствами с другими,
  • в «дефиците невербального коммуникативного поведения» при общении, что выражается в отсутствии, уменьшении или нетипичном использовании зрительного контакта, жестов, мимики, положений тела и интонации,
  • в дефиците развития, поддержания и понимания отношений, когда интерес к социальному общению со взрослыми и сверстниками может быть значительно снижен или вовсе отсутствует либо наблюдаются нетипичные попытки взаимодействия, которые могут выглядеть разрушительными и агрессивными.

Ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей, входящие в диагностическую диаду РАС, выражаются: 

в стереотипном, или повторяющемся, поведении: у ребенка могут присутствовать различные двигательные стереотипии (хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки, «крылышки»); повторяющееся использование предметов, нефункциональная игра (выстраивание игрушек в ряд, раскручивание круглых объектов); вокализации и эхолалия (повторение только что услышанных слов или, в случае отсроченной эхолалии, услышанных когда-то – например, фраз из мультфильмов). 
В чрезмерной приверженности к постоянству и активном сопротивлении любым изменениям: некоторые дети с аутизмом строго следят за привычным расположением предметов в комнате, на прогулке следуют только определенным заученным маршрутам, и малейшие изменения могут легко вывести их из равновесия. У ребенка может наблюдаться настолько жесткая избирательность в еде и стремление к постоянству, что при изменении упаковки любимого лакомства он может полностью отказаться от него. 
В крайне ограниченных, фиксированных интересах

У многих детей с аутизмом интенсивность увлеченности узкой темой настолько высока, что мешает распределять внимание на другие сферы жизни. Выделяя в общем потоке информации только интересующие их узконаправленные данные, некоторые дети с аутизмом в сравнительно раннем возрасте способны запоминать флаги всех стран, многочисленные исторические даты, вычислять в уме сложные арифметические задачи, испытывая при этом сложности в развитии социальных навыков или навыков самообслуживания. 
В особенностях восприятия сенсорной информации — гиперчувствительности или гипочувствительности к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела в пространстве).

Многие дети с аутизмом более остро воспринимают звуки и запахи или обращают внимание на детали, кажущиеся нам малоинформативными. Обычные сенсорные стимулы (особенно в местах большого скопления людей) могут вызывать у таких детей сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей

У других детей с РАС, наоборот, может наблюдаться сниженный порог чувствительности к некоторым сенсорным сигналам, и такие дети могут быть экстремально терпимы к высокой или низкой температуре или к боли. 

Конечно, некоторые из описанных особенностей могут быть свойственны и людям без аутизма. Например, новые знакомства для очень застенчивого человека сродни подвигу. Нередко встречаются педантичные люди, для которых соблюдение особого расположения вещей и чистоты в доме является крайне важным. Другие сверхчувствительны к громким звукам и не выносят яркого света. Однако диагноз РАС может рассматриваться только в случаях, когда без внешней поддержки эти трудности очевидно мешают успешно самостоятельно адаптироваться и полноценно функционировать в социуме и при отсутствии программ помощи существенно влияют на качество жизни. 

Таким образом, только если человек не обладает достаточными адаптивными возможностями и симптомы диагностической диады вызывают у него «значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования», с которыми он не может справиться без внешней поддержки и помощи, можно предполагать наличие у него расстройства аутистического спектра. 

Как не пропустить аутизм у ребенка?

Терапии аутизма

диетойГруппами, на которые делятся методы коррекции аутизма, являются:

  • поведенческая терапия;
  • биомедицина;
  • фармакологическая терапия;
  • спорные методики.

Поведенческая терапия аутизма

Методами коррекции поведения являются:

  • речевая терапия;
  • трудотерапия;
  • терапия социальных навыков;
  • развивающая терапия;
  • альтернативная коммуникация.

Речевая терапияТрудотерапияТерапия социальных навыковРазвивающая терапияАльтернативная коммуникация

Биомедицина при аутизме

Видами биомедицинского подхода являются:

  • Хелирование (вывод из организма тяжелых металлов) – согласно одному из предположений, аутизм является проявлением отравления ртутью, которую дети получают во время вакцинации.
  • Диета с отказом от казеина и/или глютена – аллергическая реакция на отдельные продукты питания наблюдается у многих аутистов. По одной из версий, данное заболевание является следствием присутствия в организме продуктов распада клейковины и казеина.
  • Рацион с акцентом на витамин С – аскорбиновая кислота, согласно проведенному в 1993 исследованию, позволяет уменьшить проявления поведенческих отклонений при аутизме.

паразитовинфекцийдисбактериоза

Фармакологическая терапия (лечение препаратами) аутизма

К группам наиболее часто используемых препаратов относятся:

  • Ноотропы – вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем. Примеры: пантогам, энцефабол, кортексин.
  • Нейролептики – препараты, устраняющие гиперактивное поведение и возбуждение. Примеры: рисперидон, сонапакс.
  • Тимолептики – препараты, стабилизирующие эмоциональный фон. Примеры: депакин, препараты лития.

Препараты, используемые в устранении симптомов аутизма

Название препарата

Основные эффекты

Как принимать?

Пантогам
Улучшает обменные процессы в нервной ткани, повышая усвоение глюкозы и кислорода. Стимулирует развитие когнитивных процессов, памяти, внимания.
Доза препарата подбирается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.
Кортексин
Стимулирует речевое развитие, приводит к улучшению интеллектуальной деятельности.
Детям до 6 – 7 лет внутримышечно по 5 миллиграмм ежедневно в течение 10 дней. Уколы ставят в первой половине дня

Детям после 7 лет по 10 миллиграмм глубоко в мышцу.
Энцефабол
Концентрирует внимание, улучшает память и мышление. Однако может провоцировать возбудимость.
Назначается в виде суспензии либо в таблетированной форме.
Фенибут
Кроме улучшения обменных процессов также обладает противотревожным и успокаивающим эффектом.
По 250 миллиграмм два раза в день детям старше 10 лет

Детям младшего дошкольного возраста по половине таблетке (по 125 миллиграмм) два раза в день.
Рисперидон
Устраняет психомоторное возбуждение, неусидчивость, гипервозбудимость.
Начальная доза составляет 0,15 – 0,25 миллиграмма в день. Далее доза увеличивается до 1 – 2 миллиграмм в сутки.
Депакин
Участвует в уравновешивании эмоционального фона, устраняет вспышки агрессии.
Рассчитывается по схеме 20 – 30 миллиграмм на килограмм массы тела. Так, для ребенка весом в 20 килограмм доза будет составлять 400 миллиграмм в день. Полученную дозу разделяют в 2 – 3 приема.

транквилизаторыАтаракс

галоперидол

Спорные методики в терапии аутизма

К спорным методам терапии аутизма относятся:

  • терапия отвращения;
  • хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);
  • черепная остеопатия (массирование черепа).

Терапия отвращенияХиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник)вывихЧерепная остеопатия (массирование черепа)

Другие способы работы с детьми с аутизмом

К дополнительным терапевтическим практикам относятся:

  • сенсорная интеграция;
  • гипноз;
  • пет-терапия (лечение с участием животных).

Сенсорная интеграцияПримерами заданий по сенсорной интеграции являются:

  • прохождение туннеля – развивает ориентацию в пространстве;
  • танцы под музыкальное сопровождение – тренируют систему слуха;
  • вращательные движения на стуле – тренирует координацию и зрение;
  • висы на перекладине – учат чувствовать баланс тела.

ГипнозПет-терапия (лечение с участием животных)

Разновидности аутизма

Родители аутистов с подтверждённым диагнозом должны выучить одну фразу: «Если вы видели одного ребёнка с аутизмом, то вы видели только одного ребёнка с аутизмом». Смысл этой фразы в том, что аутистическое расстройство приобретает самые разные формы. Поэтому лечение и рекомендации, которые подходят одному ребёнку, совершенно не подходят другому.

Чтобы точно поставить диагноз и назначить подходящий курс терапии, врачи определяют виды аутизма у детей. При этом многие термины являются обобщающими и не всегда имеют точную симптоматику. На данный момент специалистами определены такие типы аутизма:

1. Неуточнённое первазивное расстройство развития. Этот диагноз ставят тем, у кого клиническая картина «смазана», то есть симптоматика свидетельствует о разных отклонениях аутистического спектра.

2. Высокофункциональный аутизм. Это лёгкая форма аутизма у детей, которая не отражается на их умственных способностях и навыках речи. В данном случае дети чуть более замкнутые, чем сверстники, но практически не испытывают трудностей в учёбе.

3. Синдром Каннера. Наиболее тяжёлая форма аутизма, которая характеризуется практически полным отсутствием коммуникативных навыков, задержкой развития, недостаточностью моторики, высокой сенсорной чувствительностью.

Отдельно стоит назвать синдром Аспергера, который многие специалисты считают отдельной разновидностью психических заболеваний. По симптоматике синдром Аспергера схож с высокофункциональным аутизмом. Он проявляется в том, что страдающие от этой болезни люди несмотря на высокий интеллект и развитые коммуникативные навыки испытывают трудности с социализацией. Они особым образом реагируют на окружающий мир, не понимая многих механизмов сосуществования людей.

К тяжёлым формам аутизма некоторые специалисты относят синдром Ретта, синдром Хеллера и прочие дезинтегративные расстройства. Однако на самом деле они являются отдельными психическими заболеваниями с определённой симптоматикой.

Диагностика заболевания

Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.

Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.

Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.

При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.

Зачастую в раннем возрасте диагностировать аутизм у ребенка не представляется возможным, однако с годами его проявления становятся более отчетливыми. Но даже позднее лечение впоследствии приводит к существенному улучшению состояния больного.

Диагностика

Диагностика аутизма проводится с первых же дней жизни. Ребенок ведет себя не так, как прочие дети, едва появившись на свет. В начальный период жизни превалируют нарушения контактов с матерью и выражения простейших эмоций.

Также гораздо позже начинает говорить. Возможна серьезная задержка в речевом развитии, вплоть до полного отсутствия вербальной функции. Это свидетельствует в пользу низкофункциональной формы патологического процесса. Атипичные разновидности манифестируют после 3-х лет.

При наличии настораживающих признаков, родителям рекомендуется обращаться к врачам. Профильные специалисты, работающие с больными — невролог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Начать рекомендуется с консультации невролога, он подскажет, в каком направлении двигаться.

Что касается подростков и взрослых, используется сочетанная методика. Поводится устная беседа с клиническим психологом, чтобы выявить волевые, эмоциональные, мнестические и когнитивные нарушения. Назначается серия простейших тестов: определить эмоции по фотографии или схематической картинке, составить рассказ по графическому материалу, прочитать текст, пересказать его, запомнить количество предметов и их форму, тип, а затем воспроизвести по памяти и прочие формы работы. Это позволяет оценить разные аспекты интеллектуальной активности и поведенческих составляющих.

В большинстве случаев, все становится ясно уже на этом этапе. Если патология развилась спонтанно, имеете смысл обследовать головной мозг и эндокринную сферу, сосудистую систему. Обязательно назначается МРТ, возможно с контрастным усилением, ангиография. Допплерография и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, шеи.

В отсутствии данных за органические поражения головного мозга, можно говорить о диагнозе.

Диагностика аутизма и верификация патологии также требует отграничения от прочих расстройств. Исследование предполагает дифференциальную диагностику с социофобией, социопатией, органическими заболеваниями головного мозга, олигофренией, шизофренией. В спорных случаях, возможно, потребуется госпитализация в психоневрологический диспансер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector